Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Московские усадьбы (Часть III - Люблино)

Оригинал взят у pavleg в Московские усадьбы (Часть III - Люблино)
Продолжаю рассказ о столичных достопримечательностях. В центре внимания - зеленый островок "допожарной" Москвы, главным украшением которого является оригинальный дом в палладианском стиле.


Известное с допетровских времен село располагалось к юго-востоку от Москвы и от имени своего владельца носило название Годуново. Впоследствии иение перешло во владение Прозоровских, которые дали ему нынешнее название. В 1925 году Люблино из села было преобразовано в город, вошедший в 1960 году в состав столицы.

В последнее десятиление XVIII века имение некоторое время принадлежало Урусовым, пока около 1800 года не было выкуплено известным московским богачом Николаем Алексеевичем Дурасовым.

Проживший всю жизнь холостяком Николай Алексеевич был личностью оригинальной: радушие и щедрость соседствовали в нем с самодурством и грубостью. О чем свидетельствовали воспоминания современников: "...жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы, и был до эпохи французов все изменившей необходимым лицом общества, при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях".

Проектированием и строительством усадьбы в 1801—1806 годах занимались московские архитекторы Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов.

Внушительных размеров дом совершенно необычной формы в плане представляет собой центральную ротонду, от которой отходят четыре симметричных крыла с открытой круговой колоннадой между ними. По поводу столь оригинального замысла по старой Москве ходили толки, что такой вид был придан дому в память получения Дурасовым ордена Анны.

После смерти Николая Алексеевича усадьба перешла к его сестре Аграфене, затем - к ее дочери Агриппине Михайловне. В 70-х годах XIX века Люблино приобрели у наследников Дурасова купец К. Н. Голофтеев и его родственник и компаньон П. Н. Рахманин, устроившие на территории имения летние дачи. Примечательно, что одну из дач снимал Федор Михайлович Достоевский.

При Голофтееве с Рахманиным, ставшими последними дореволюционными владельцами усадьбы, дом был частично перестроен и утеплен для круглогодичного проживания. В 1918 году усадьба была национализирована и в главном доме последовательно размещались школа, клуб железнодорожников и отделение милиции.

В 1948 году нуждавшееся в срочном ремонте здание перешло Морскому гидрофизическому институту Академии наук СССР. Вид у усадебного дома был тогда удручающим: почти полностью утрачены перекрытия открытых галерей и капители колонн, разбиты полы галерей, сгнили многие деревянные конструкции, начали разрушаться своды, а отделка интерьеров сильно пострадала от сырости.

В 1952 – 1957 годах проводится первая реставрация усадебного дома (о проведении которой можно почитать здесь), а в 1999 - 2004 годах вторая, результаты которой мы сейчас и можем наблюдать. В 2005 году усадьба была включена в состав МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино».

Знакомство с интерьерами начнем с центрального круглого зала высотой в два этажа, служившим некогда парадной столовой.

Здесь, благодаря усилиям реставраторов, мы видим украшающий купол живописный плафон «Триумф Венеры» кисти итальянца Доменико Скотти.

Стены зала украшены гризайлевыми барельефами: «Аполлон с музами»,

«Жертвоприношение»,

«Феб лучезарный»,

и «Венчание Амура».

Далее следуем в Мраморный зал, где расписанным под мрамор разных оттенков стенам возвращены оригинальные цвета (утерянные при реставрациях прошлых лет).

Первоначально использовавшийся в качестве бального зал богато украшен барельефами с изображениями богов и героев Олимпа. Сейчас главный предмет экспозиции здесь - копия скульптуры Антонио Кановы "Венера Италийская".

Отдельного внимания заслуживает потолочный плафон, где изображен чудом спасенный реставраторами «Пир Вакха».

Следующий зал - гостинная.

Именуется также колонным (розовым) и приспособлен сейчас под проведение концертов и церемоний бракосочетания (куда же без них).

Стены расписаны под мрамор и украшены гризайлевыми панно.

Последний зал первого этажа занимает традиционная историческая экспозиция с обязательными портретами царствующих особ: справа "любимый сын" Екатерины II и по совместительству великий магистр Мальтийского ордена Павел I, а слева императрица Мария Федоровна, посещавшая Люблино в мае 1818 г.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, оказываемся в «голубом» зале, где расположена экспозиция, посвященная усадебному быту второй половины XIX столетия.

Наиболее любопытная экспозиция, посвященная театру рубежа XVIII – XIX веков, находится в восточном зале второго этажа. Театральные пристрастия Дурасова были хорошо известны современникам, а его крепостной театру славился на всю Москву и насчитывал более сотни артистов.

К сожалению, антресольный зал третьего этажа, где только в 2012 году завершились реставрационные работы, оказался закрыт.
Поэтому завершаем знакомство с усадьбой и вдоль Люблинских прудов направляемся в обратный путь.

P.S. При написании поста использовались:
1. Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912—1914 гг.
2. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма - Москва, 2004 г.;
3. Сборник "Москва, которая есть. Лучшие примеры реставрации XXI века" М., 2013 г.;
4. Архивные фото взяты с сайта "фотографии прошлого".

Tags: Москва, усадьба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments