Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Владивосток, ч.1 - город-символ

Оригинал взят у ts58 в Владивосток, ч.1 - город-символ
DSCF6145.JPG
Владивосток – город особенный в русской (да и не только) ментальности. Он является символом края страны (а то и земли), эталоном дальности. В общем-то мало кого интересует, что есть ещё более далёкие Находка, Магадан, Анадырь, Камчатка с Сахалином. Если надо каким-то эпитетом описать масштабы страны, говорят именно «от Калининграда до Владивостока», а не до чего-либо ещё. Побывать во Владивостоке и поставить там хоть какую-то галочку – святая обязанность любого путешественника по России. Но формальной фразой «я тут был» посещение Владивостока, к счастью, не ограничивается. Город невероятно интересный – красивый, колоритный, странный, некомфортный, уникальный. Мой рассказ о нём затянется на пять частей, хотя мне удалось залезть далеко не во все его уголки. А начнём мы с самых известных и узнаваемых символов города. Благодаря его местоположению, к уже существующим его визитным карточкам почти каждый год добавляется что-то новое. В этом посте будет много мостов (точнее, два, но с разных ракурсов), окончание Транссиба, маяк, остров Русский с корпусами ДВФУ и другие знаковые места.


1. Сильно прогремел на всю страну и без того известный всем Владивосток в 2012-м, когда здесь проводился саммит АТЭС. Одним из «приобретений» города от этого мероприятия стал полностью реконструированный аэропорт. Надо сказать, терминал этот действительно комфортный и современный. По крайней мере, по сравнению со среднестатистическим российским аэропортом. Более того, Владивосток – один из немногих городов страны, имеющих пассажирское железнодорожное сообщение с городом (в обиходе - "Аэроэкспресс"). Расписание, правда, не очень удобное, так что нам всё равно пришлось ехать по старинке – на такси. Наконец, удивила интенсивность пассажиропотока – рейсов для среднеразмерного регионального центра тут очень много, в том числе – международных.
DSCF5433.JPG

2. Сегодня подавляющее большинство гостей прибывают в город на самолёте. Но особым шиком было бы приехать сюда на поезде – ведь это конечный пункт Транссибирской магистрали. Думаю, именно поэтому Владивосток в русском сознании закрепился в роли восточного «края» страны.
DSCF5964.JPG

3. Вокзал во Владивостоке построен в 1893-м, одновременно с открытием одного из первых участков Транссиба "Владивосток-Уссурийск". В 1912-м здание расширили и надстроили, по образу и подобию Ярославского вокзала в Москве, дабы на двух концах великого сибирского пути было два похожих терминала. Как по мне, определённое сходство есть, но не такое уж сильное, просто стиль единый. У Ярославского вокзала есть куда более похожий (правда, уменьшенный) двойник в Таганроге.
DSCF5966.JPG

4. На перроне установлен памятник "Ратному труду железнодорожников Приморья в годы Великой Отечественной войны" в виде американского паровоза, поставленного по ленд-лизу:
DSCF5983.JPG

5. Рядом с ним - куда более интересная скульптура: символический километровый столб, знаменующий окончание Транссиба. Место для фотографирования всех железнодорожных любителей, совершивших путешествие по этой дороге. Я хоть и прибыл на самолёте, удержаться не смог. На столбе указана длина дороги до Москвы - 9288 километров:
DSCF5981.JPG

6. Забавно, но в совершенно непримечательном уголке Владивостока я нашёл уже не символический, а вполне служебный километровый столб с этой же цифрой. Прикол в том, что это хоть и последний отрезок великого пути, но до вокзала здесь всё же больше километра. И кому верить? Википедия вот сообщает, что длина магистрали 9289 км., что соответствует этому, служебному столбу:
DSCF5479.JPG

7. Транссиб во Владивостоке примечателен ещё и тем, что буквально перед самым вокзалом он проходит в тоннеле под главной площадью города. И не просто проходит, а ещё и разветвляется (отсюда уходит ветка на Мыс Чуркин). Что-то подобное видел в Брюсселе, но там всё-таки под правительственными зданиями поезда не ездят. А ещё на окраине Владивостока есть полуторакилометровый железнодорожный тоннель им. Сталина раннесоветских лет постройки, но подобраться к нему не получится - стратегический объект...
DSCF5597.JPG

8. Вплотную к железнодорожному примыкает морской вокзал. Чуть-чуть он даже функционирует по своему прямому назначению, но основной его род деятельности сейчас - торговый центр и офисы:
DSCF5968.JPG

9. От него открывается интересный вид на город. Хотя благодаря рельефу и морю видовые и пейзажные снимки во Владивостоке можно делать едва ли не на каждом шагу.
DSCF5971.jpg

10. Уже на прошлом кадре видно кусочек Золотого моста - одного из двух, построенных в городе к АТЭС. Хотя более распиарен второй мост, на остров Русский, в центре города хорошо виден именно Золотой. Русский находится на окраине и из центра не просматривается. Да и визуально, на мой взгляд, Золотой ничуть не хуже:
DSCF5877.JPG

11. Мосты в буквальном смысле украсили городской пейзаж. Если раньше весьма противоречивый город Владивосток брал в первую очередь своим символизмом и рельефом, то теперь у него есть стопроцентная беспроигрышная доминанта. Золотой мост видно почти изо всех точек центра города. Его огромные пилоны хороши как сами по себе, так и отлично справляются с ролью фона почти для любой достопримечательности Владивостока:
DSCF6030.JPG

12. Золотой мост соединяет центр города с районом "Мыс Чуркин" - по сути, не самой привлекательной окраиной, перемешанной с промзонами. Сюда и раньше можно было добраться, но для этого нужно сделать приличный крюк по городу. Надо признать, что в нашей стране можно было бы найти много гораздо более необходимых сооружений, которые следовало бы построить вместо двух владивостокских мостов. С другой стороны, такие эпохальные объекты иногда всё же должны появляться, иначе все рукотворные символы России рискуют остаться родом из дохрущёвской эпохи.
Со стороны мыса Чуркина на мост смотрит памятник ещё одному символу Приморья: только на Дальнем Востоке в нашей стране на воле водятся тигры. А ещё и леопарды. Упоминаний о крупных кошках в крае предостаточно - они придают и без того уникальному региону ещё больше самобытности:
DSCF6027.JPG

13. Но, конечно, самый каноничный вид на мост открывается со смотровой площадки ДВГТУ. До появления моста это был обычный вид на город с сопки, каких во Владивостоке довольно много. Теперь же это - едва ли не самый узнаваемый вид города. На заднем плане, кстати, видны пилоны Русского моста:
DSCF6034.JPG

14. Сама смотровая площадка, к сожалению, в довольно запущенном состоянии. Если смотреть не на мост, а себе под ноги или по сторонам, градус живописности резко снижается. Площадка украшена колокольней и памятником Кириллу и Мефодию. Также хорошо видно огромное количество свадебных замков:
DSCF6055.jpg

15. Если посмотреть направо по отношению к мосту, мы увидим полуостров Шкота. Это довольно своеобразная часть города, которую отчасти можно отнести к его центру. Например, именно на нём расположены морской и железнодорожный вокзалы, показанные выше. Их видно в правой части кадра. Неподалёку от них - плохо сохранившиеся кварталы старого Владивостока, постепенно съедаемые новостройками. Но из-за своей припортовой сущности полуостров Шкота наполнен также весьма неприглядными промзонами, угрюмыми советскими домами и ближе к окончанию - классическим российским частным сектором.
DSCF6040.JPG

16. На примере полуострова Шкота, да и этой фотографии, хорошо видны причины проблем Владивостока - нещадный, абсолютно хаотичный рельеф, изрезанный ещё к тому же и береговой линией. Чтобы создать в таком месте комфортный город, планирование надо было проводить на очень высоком уровне, как в китайском Даляне, например. Тут его, как видно, не было - то военные годы, то статус закрытого города, то лихие 90-е.
DSCF6043.JPG

17. Приходилось встречать мысли о сравнении Владивостока с Сан-Франциско. В последнем я хоть и не был, но догадываюсь, что общего в них немного - рельеф, побережье да с недавних пор мосты. Ещё их могло бы роднить наличие трамвая в условиях сложного рельефа, но во Владивостоке остался лишь один маршрут где-то на не слишком живописной окраине. Общественный транспорт, на мой взгляд, - одна из самых больших проблем города.
DSCF6057.jpg

18. Думаю, что во многом проблема общественного транспорта во Владивостоке связана с его повальной автомобилизацией: никто не полезет в автобус, когда почти у всех есть личное авто. Где-то читал, что количество машин на душу населения тут самое высокое в стране; выше, чем в Москве. Верится в это легко: машинами заставлены все бордюры и обочины, траффик не утихает даже глубокой ночью. Такое ощущение, что на машинах здесь не ездят только несовершеннолетние да старики.
DSCF6319.jpg

19. В принципе, Владивосток вполне может претендовать на место в тройке самых интересных городов страны. Вот только он не приспособлен не то что для туризма, а вообще для каких-то пеших прогулок: пешком тут просто не ходят! Владивосток настолько неудобен, что у меня в ходе его осмотра не раз просто сдавали нервы. Впрочем, за рулём тут тоже несладко. Подъехав к какому-нибудь объекту осмотра на расстояние сотни метров, я зачастую не мог попасть к нему, раз за разом проезжая мимо или сворачивая не туда. Издевательски запутанная схема движения и плохие дороги усиливали этот эффект. Постоянно возникало желание бросить всё это и вернуться на смотровую площадку созерцать мосты, дабы не портить себе нервную систему. В одном из следующих постов я соберусь духом и напишу подробно обо всём своём негативном отношении к владивостокской инфраструктуре.
DSCF6317.jpg

20. Чуть менее известный, но зато более старый символ Владивостока - фуникулёр, один из двух действующих в стране. Линия его довольно коротенькая, всего о двух станциях. Верхняя расположена как раз близ смотровой площадки, кадры с которой были только что. Но выходит она к огромной автомобильной развязке. Уйти оттуда можно только посредством сложных подземных переходов. Из-за этого практическая польза фуникулёра как-то теряется.
DSCF6092.JPG

21. Нижняя станция расположена около главного корпуса ДВГТУ. Собственно, основные эксплуатанты фуникулёра - студенты, перемещающиеся между корпусами своего ВУЗа, расположенными на разных "этажах" города. Ну и туристы ещё, хотя мы как назло попали в город в дни его профилактического ремонта. С одной стороны, удивительно, что такой редкий вид транспорта сохранился в городе, где транспорт в принципе находится в состоянии если не клинической смерти, то комы точно. С другой стороны, без него студентам придётся бегать между корпусами по длинной крутой лестнице, дублирующей маршрут фуникулёра. Зачёт по физкультуре в этом ВУЗе, в таком случае, можно будет вообще отменить...
DSCF6087.JPG

22. Парочка кадров с центральной улицы Владивостока - Светланской. Именно на этой улице сохранилось подавляющее большинство красивых старых зданий Владивостока. Количество их в городе не очень большое, но и то хлеб: наличие полутора улиц с красивой дореволюционной застройкой сильно украшает Владивосток. В Приморском крае до революции вообще мало чего успели построить, а тут в компании с морем, сопками и мостами архитектура позволяет сказать, что перед нами действительно красивый город.
DSCF5619.JPG

23. Вот, например, дом губернатора Приморской области конца XIX-го века Унтербергера, на фоне вездесущего Золотого моста:
DSCF6219.JPG

24. А вот уже почти под мостом - памятник морякам торгового флота 1941-1945 гг. Не могу не заметить, что мне, как человеку, впервые побывавшему во Владивостоке в 2016-м, без этого моста его центр представляется уже не таким интересным - обычный губернский город (если не считать природы, конечно). Кто-нибудь наверняка не согласится, но мне кажется, что Золотой мост - крайне редкая в современной России постройка, настолько удачно вписавшаяся в историческую городскую среду:
DSCF6145.JPG

25. Прямо в центре города, посреди бухты Золотой Рог, на которую обращена львиная доля всех смотровых площадок, расположены мощности действующего судоремонтного предприятия "Дальзавод". Можно поглазеть на корабли, портовую технику, плавучие доки. Часть территории, правда, подверглась вполне годной джентрификации, и она превратилась в модную молодёжную набережную Цесаревича. Отрезок её видно в нижнем левом углу кадра, а поподробнее погуляем там в одной из следующих частей:
DSCF6255.JPG

26. Хорошо известный символ Владивостока (не без моста на фоне) - арка цесаревича, построенная в 1891-м году в честь приезда Николая II в город. В ходе его визита, кстати, была произведена закладка Транссибирской магистрали. В конце 20-х её разобрали, а восстановили уже в начале 2000-х:
DSCF5710.jpg

27. В нескольких метрах от арки в качестве музея работает советская субмарина С-56 времён Великой Отечественной. Её боевой путь так наполнен событиями, рекордами и достижениями, что аж дух захватывает. Вкратце: первой из советских подлодок совершила кругосветный переход (причём частично - во время войны), потопила больше всего кораблей среди советских субмарин во время ВОВ и т.д.
DSCF5740.JPG

28. Если С-56 установлена на земле, в нескольких метрах от берега, то уже на воде можно посетить корабль-музей "Красный вымпел". Это первый корабль Тихоокеанского флота, над которым в своё время был поднят советский военно-морской флаг:
DSCF5745.JPG

29. А рядом - действующий флагман Тихоокеанского флота ВМФ России "Варяг". В самом центре Владивостока, наполненного в том числе и интуристами. Вообще своеобразное чувство - натыкаться то здесь, то в Кронштадте, то в Балтийске на корабли, регулярно упоминаемые в новостных сводках, связанных с важными международными событиями, а то и боевыми действиями.
DSCF5741.JPG

30. Второй новый мост - "Русский". Ведёт он на одноимённый остров, где, как известно, в том же 2012-м были выстроены новые корпуса ДВФУ, в стенах которых и проводился саммит. Хоть он и расположен на окраине города, в медиасфере упоминают как правило именно его, а не "Золотой", расположенный в центре:
DSCF5807.JPG

31. Очевидно потому что "Русский" - второй по высоте мост в мире, а среди вантовых мостов имеет самый большой пролёт. Благодаря его исполинским размерам, его и увидеть-то подчас проблематично: нередко он бывает затянут облаками:
DSCF5827.JPG

32. Предыдущий кадр сделан с набережной ДВФУ. Это именно тот комплекс, где проводился саммит, а теперь тут учатся студенты. Территория, к счастью, открыта для прогулок и посещения. В первую очередь здесь теперь один из самых транспортно доступных пляжей города. Скандалов и вони вокруг этого места было (и остаётся) на уровне "Химкинского леса" и Болотной, наверное. Чего только не говорили - и что он никому не нужен, и что сразу после саммита корпуса начали разваливаться, и что пусто тут как в Припяти...
DSCF5822.JPG

33. Правда, наверное, как всегда где-то посередине. Толп студентов мы не увидели, но и не должно быть их тут в конце июля. Зато отдыхающих в погожий выходной владивостокцев было очень много. Не только на территории ВУЗа, но вообще на острове. Пробок на мосту не было, но движение - весьма плотное. "Никому не нужная" трасса на острове заставлена автомобилями, т.к. парковок тут как-то не предусмотрели, а на море и в лес хочется многим.
DSCF5818a.jpg

34. Для себя пришёл к выводу, что про сам ВУЗ я вряд ли что-то могу сказать, а вот мост сыграл весьма неожиданную роль. Благодаря ему у жителей и гостей Владивостока появилась новая легкодоступная зелёная зона. Тут надо сделать небольшое отступление. Сам по себе остров Русский - довольно здоровая махина, по площади сравнимая с материковым Владивостоком. Есть тут и свои внутренние реки, озёра и сопки. Настоящий рай для любителей туризма и отдыха на природе. До моста туризм и отдых здесь существовали, но были сопряжены с рядом неудобств: добираться сюда надо было на пароме или лодке; спать, очевидно, в палатках. Ясное дело, решались на это далеко не все. Теперь сюда на машинах едет значительная часть населения Владивостока, да и не только...
DSCF5850.JPG

35. Как-то не очень известен факт, что Приморский край летом - вполне себе курортный регион локального масштаба. Значительное число туристов со всего Дальнего Востока и Восточной Сибири приезжают сюда в отпуска. Инфраструктура, будем честны, почти нулёвая, зато места много. Наиболее засиженный курортниками участок - побережье между Владивостоком и Находкой. Впрочем, если есть сильно проходимый внедорожник или хорошие связи среди местных, забраться можно в совершенно изумительные дебри. В Приморском крае потрясающая природа, почти полностью скрытая от глаз отсутствием дорог. Остров Русский представляет модель этой природы в миниатюре и позволяет поглядеть на неё с минимальными неудобствами в транспорте.
DSCF5857.jpg

36. Хотя опять же, остров огромный, и дороги, сделанные к саммиту, охватывают лишь малую его часть. Да и от самой дороги нормальных подъездов к берегу нет - ехать или идти по колдобинам так или иначе придётся. Так что для более детального изучения джип и палатки всё равно потребуются. Громадным минусом наследия саммита можно считать то, что дороги так и не дотянули до посёлков на острове, где, вопреки расхожему мнению, существует пятитысячное местное население. Туда ведут разбитые грунтовки, из которых до саммита состоял весь остров. Но раньше туда напрямик из города ходил паром, а после открытия моста его отменили. Остались только нерегулярные частные суда.
На фото - феерически заставленный машинами пляж на полуострове Житкова. Дело в том, что именно здесь через полтора месяца после нашего путешествия открылся Приморский океанариум, поэтому это едва ли не одно из двух мест на острове, где к берегу можно подъехать почти не съезжая с асфальта - каких-то триста метров по грунтовке. А за круглым островком уже Тихий океан:
DSCF5851.JPG

37. Опять Русский мост, но уже с другой точки - от легендарного Токаревского маяка. Но тут интересен даже не сам мост, а попавшее в кадр судно. Судя по всему, нам повезло увидеть фрегат "Паллада" - один из двух действующих парусных кораблей, базирующихся во Владивостоке (второй - "Надежда"). Оба судна используются как учебные и регулярно участвуют в плаваниях, так что увидеть их в городе - удача для туриста:
DSCF5944.JPG

38. Ну а вот собственно и сам маяк - один из старейших дальневосточных маяков. Построен в 1876-м году, действующий. Одно из излюбленных мест отдыха как у туристов, так и у жителей Владивостока. Собственно, именно этот факт и расстроил. Вся коса, ведущая от материка к маяку ("Токаревская кошка"), засижена людьми и заставлена автомобилями. Никакой атмосферы, суетно и неуютно. Разве что морских звёзд можно поискать, которых выбрасывает на косу...
DSCF5919.JPG

39. Зато мы удачно попали во Владивосток на день ВМФ: в честь праздника на рейде выстроились корабли, днём был парад с демонстрацией возможностей техники, а вечером салют. Правда совсем слабенький, даже местные были сильно разочарованы. Забавно, что уже второй год подряд на этот праздник оказываюсь в тематических местах: в прошлом году мы день ВМФ встретили в Питере, где в акваторию Невы зашёл десантный корабль "Минск".
DSCF5499.JPG

40. Ну и напоследок - сквер городов-побратимов: каждому из них посвящена одна из кремовых арок. На переднем плане слева - памятник в честь 150-летия дружбы российского и корейского народов, справа - памятник, посвящённый российско-японской дружбе и 50-летию окончания Второй Мировой. Ну а за ним видна вывеска бара "Мумий Тролль", созданного при участии одноимённой группы (второй такой, кстати, есть в Москве). Этот музыкальный коллектив и, в частности, Илья Лагутенко тоже стали своего рода визитной карточкой города. В творчестве этой незаурядной (на мой взгляд - одной из лучших в стране) групп всегда подчёркивалась связь с Владивостоком. Многие (но не все) тексты стали мне понятны только посещения Владивостока и знакомства с его культурой и легендами.
DSCF5457.JPG

Впрочем, всё логично. Только такой город и мог породить такую музыку. Странную, оригинальную, местами перегруженную, но запоминающуюся. Я бы включил Владивосток в короткий список самых сильных городов страны. Он врезается в память не какими-то отдельными достопримечательностями или красотами (которых тут хватает), а общей атмосферой. Это город, у которого есть своё неповторимое лицо. Фактически, у меня одних голых эмоций и впечатлений, без конкретики, хватило на целый перегруженный текстом пост. Конечно, минусов в этом городе тоже полно, и в дальнейших постах я ещё подробно на них остановлюсь. Но и интересные места мы тоже увидели ещё далеко не все. Так что будем двигаться дальше. В следующий раз - парадная Светланская улица и окрестности.

Tags: города России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments