Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Любите ли вы театр или "Старшая сестра" в современном прочтении.

Оригинал взят у catherine_catty в Любите ли вы театр или "Старшая сестра" в современном прочтении.
Тэг, которым я отмечаю посты о театральных постановках, – «Любите ли вы театр». Как и многие советские люди, я знаю эти слова Белинского потому что их произносит героиня фильма «Старшая сестра» Натансона. Знал бы Виссарион Григорьевич! Эта пьеса Володина часто ставилась и ставится как в СССР, так и в России. Ибо она относится к тому, что принято называть «классикой». Один из вариантов сейчас можно посмотреть в театре под руководством Калягина «ET CETERA».

Надя (Мария Скосырева) и Лида (Е. Егорова).
Надя Лида

Я была в театре в четверг и до сих пор хожу под впечатлением. Хотя это не совсем классическая постановка, режиссер Владимир Скворцов ввел несколько новых персонажей и добавил пару эпизодов. Точно знаю потому что пьесу я перечитала как только смогла, то есть в пятницу. Но, как ни странно, спектакль это вовсе не испортило, а соседка Анжелика и вовсе меня покорила.

Анжелика (Анжела Белявская) и Дмитрий Ухов (И. Косичкин).
соседка

Рассказать в двух словах о чем пьеса? Или и так все знают? Ладно, на всякий случай скажу. Это история двух сестер, детей войны. Сначала они росли в детдоме, потом их воспитывал дядя-фронтовик. Младшая, Лида, хочет стать актрисой, но приемная комиссия готова принять старшую, Надю, которая просто пришла похлопотать за сестру. Казалось бы – вот он, журавль в руках. Тысячи девушек мечтают о такой судьбе, но… Надя отказывается. Отказывается не потому что не хочет, но потому что так надо. Потому что дядя говорит ей: «О себе не думаешь, подумай о сестре. Будете жить двое на одну стипендию. Ей, что же, в институт не поступать, искать работу? Или опять рассчитывать на меня? Я старый человек!…» Что ж делать, дядя прав… Но уж очень хочется еще раз подержать в руках этого журавля…

Лида (Е. Егорова) с дядей (И. Косичкин)
Лида ухов


На сайте театра написано: «Это взгляд из 2014 года на события 1962 года, и уже зрителю судить, насколько эти два времени сопряжены.» Так вот, это чистая правда. Это современное прочтение пьесы Володина. Это взгляд сегодняшних людей, которым дико то, что за кокетничание с девушкой тебя могут вызвать в партком. Этот взгляд не всегда ироничен, посиделки во дворе дома показаны скорее с некой сентиментальной ностальгией: так было и так уже не будет. Но в целом на мой вкус многовато сарказма. Мне кажется, некоторые сцены зря решены в комедийном ключе. Да, это хорошо показывает то, что текст можно обыграть как угодно. Но надо ли? Эпизод с явлением Огородникова, возможно, заслуживает такого прочтения. Но остальные?

Партком.
партком

Если говорить об актерах, то надо перечислять всех ибо заслужили. Самоотверженная Надя (з.а. России Мария Скосырева), все-таки нашедшая силы сама построить свою судьбу. Лида (Екатерина Егорова), которая проходит путь от подростка до взрослой женщины. Ухов (Иван Косичкин), искренне желающий племянницам добра, более статичен (все-таки этот персонаж постарше и характер у него вполне сформировался), но тоже довольно многогранный: суровый дядюшка/фронтовик/честный труженник. Про соседку (Анжелу Белянскую) я уже сказала: прелесть! Алексей Осипов, Андрей Кондаков, Кирилл Щербина, Наталья Попенко, Татьяна Владимирова играют несколько ролей. Играют хорошо. Все. Но мне кажется, зря взяли на роль Колдуньи немолодую актрису. Кажется, я понимаю задумку режиссера: показать как классно один человек играет две роли. Но по пьесе это молодая женщина совершенно другого психического склада. В общем, в этом моменте мы с режиссером разошлись во взглядах.

Надя (М. Скосырева) и Колдунья (н.а. России Т. Владимирова)
Колдунья

3 часа зрители живут вместе с героями пьесы, чему способствует оформление сцены. Собственно, как таковой ее не было вовсе. 6 рядов кресел, а потом – ленинградская квартира и кусочек двора. Входят актеры с левой стороны от зрителей и играют буквально на расстоянии вытянутой руки. Кажется, то и ты сам живешь в этой коммуналке. Мы видим героев на протяжении 10 лет жизни. Художнику постановщику (Мария Рыбасова) и художнику по костюмам (Инна Лобковская) удалось создать для каждого персонажа свой образ, причем этот образ со временем претерпевает изменения. Вот Надя – учетчица в юбке и блузке, а вот она – техник строитель, тут уже пиджак нужен. А потом – опустившая руки неудавшаяся актриса в вытянувшейся кофте. И под конец – восходящая звезда советского кинематографа в батнике и джинсах. Каждый образ хорошо продуман, но в целом использовано не так уж много предметов гардероба. Однако сразу видишь изменения в жизни героини.

Надя кофта

Надя из

Отдельно отмечу работу Романа Саульского – видеомонтаж. Оба действия начинаются с киножурнала 1962 и 1972 гг. Как же я их ненавидела в детстве. Ты ж в кино пришел фильм смотреть, а тебе в обязательном порядке показывают что-то про съезды партии и трудовые успехи советского народа. Зато как это интересно смотрится сейчас! Да и атмосфера эпохи передается хорошо. Тем более что во втором ролике зрителей ждет сюрприз. Какой – не скажу. Ах, да, еще очень понравилось как перед началом действия просят выключить мобильники: «Уважаемые товарищи!». Ну, молодцы!

Лида (Е. Егорова) и Кирилл (А. Кондаков).
Лида кирилл
За приглашение спасибо ketosha.

Фотографии честно свистнуты с сайта театра, фотограф Олег Хакимов.

Шура (Н. Попенко)
АШура
Кстати, она же играет члена парткома. Можете сравнить.

Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments