Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

История обуви: со средних веков до XIX века

Оригинал взят у tiina в История обуви: со средних веков до XIX века
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом,что по обуви можно было различать представителей разных сословий

4554203793_75f0b60180


[Музейные экспонаты...]

Средневековая Европа на замену сандалиям

предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времен моду
на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям.
Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с
длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались
колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал
специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только
такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их
владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы
ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали
загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель
сохранялась даже в доспехах.

clip_image001

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

clip_image002


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

clip_image003


  Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и
шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или
замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям,
которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в
изготовлении использовались материалы разных цветов.

clip_image004

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и
шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и
расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в
20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах
и поэтому крепились завязками на подъеме.

clip_image005

clip_image006

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи
лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими
носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через
которые была видна подкладка другого цвета.

clip_image007

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На
балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных
огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один,
побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех
прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с
квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами.
Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами —
своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

clip_image008

clip_image009

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы
правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста,
ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие
каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами)
надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

clip_image010


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы

clip_image011


Мужские портреты начала XVII века

Дамы носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.
Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole
shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба.
Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время
верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в
стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло
неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась
отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о
каблук.

clip_image012

clip_image013


Женские портреты начала XVII века

clip_image014


Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг

clip_image015

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

clip_image016


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и
декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет
характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

clip_image017


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

clip_image018


  Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

clip_image019

Франсуа Буше "Туалет", 1742

clip_image020

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

clip_image021

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

clip_image022

Женские туфли с защитными паттернами

clip_image023
Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая
революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был
своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность
приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные
«балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой
шерстью, шелком и бисером.

clip_image024

Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

clip_image025

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

clip_image026

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

clip_image027

Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

clip_image028

Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

clip_image029


"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

clip_image030

Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

clip_image031

Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически
полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь
на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные
кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется
шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и
высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и
шнуровкой.

clip_image032

Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

clip_image033

Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

clip_image034

Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

clip_image035

Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

clip_image036

Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868

@
источник



Tags: история вещей, история моды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments