Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Колочава. Музей-скансен "Старое село"

Оригинал взят у alexey_ap в Колочава. Музей-скансен "Старое село".


Колочава любопытнейшее село в Карпатах, обязательное для посещения. Только добраться до нее сложно, но для туриста-миллионера это не проблема. Самый надежный транспорт — такси.


В Колочаве есть два отеля: «Корчма» и «Ажио».


«Корчма» совмещена с салуном и более подходит для матерых туристов, таких как я. То есть, завалившись грязным, мокрым, пропахшим костром, немытым несколько дней, вы попадете в гармоничную среду и не будете отпугивать окружающих. Спустившись с Пишкони, я направился в «Корчму».


IMG_9021.jpg


Если вы путешествуете интеллигентной компанией или с детьми, то вам лучше останавливаться в «Ажио»


IMG_9029.jpg


Через Колочаву протекает речка Теребля. Вид у нее в черте Колочавы неприятный- загаженные берега.  Если вы спросите у местного жителя почему столько мусора, он вам ответит, что это из верховий приносится мусор с паводком, а чистоплотные местные жители не успевают убирать. Надеюсь, Вольное гуцульское географическое общество снарядит экспедицию, чтобы разыскать того гуцула, который живет выше всех и гадит, как сто тысяч человек.


IMG_9028.jpg


Уборка этого мусора производится регулярно наводнениями, которые происходят по причине массовой вырубки лесов киевскими «бизнесменами».


Центральная улица обычная для этих мест.


IMG_9024.jpg


IMG_9022.jpg


Архитектурные строения разношерстные. Но до архитектурного ада Прикарпатья не дотягивают. Каждый строит то, что считает нужным и на что хватает денег. Это традиционная архитектура.


IMG_9025.jpg


Центральная улица


IMG_9030.jpg


Центральная площадь.

IMG_9045.jpg


На центральной площади стоит памятник, сами знаете кому. Из чистого гуцульского золота.


Улица с новым асфальтом


С новым асфальтом, первое поколение Колочавцев получило возможность научиться  кататься на роликах. Как в большом городе.





Село, как село. Что же в нем необычного? Из необычного здесь — тяга местных жителей к установке различных памятников, которая вылилась в создание прекрасного музея-скансена «Старое село».


Карта памятников.


Конечно, 50 памятников и 10 музеев — это преувеличение, но десяток памятников и пару-тройку музеев можно насчитать.


Приступим к изучению памятников. Лучше всего их изучение начать от корчмы. В этом случае они окажутся расположены строго в хронологическом порядке всех бед свалившихся на головы Колочавцев.


Но сначала нам необходимо немного узнать историю Колочавы.


Перед вами фотокопия карты Киевской руси, на которой отмечена Колочава. Эта карта висит при входе в этнографический музей, и всем посетителям юные симпатичные экскурсоводши рассказывают о великом граде Колочаве, существовавшем в Киевской руси и названном в честь речки Колочавка.


Конечно, такой рассказ расчитан на неопытного туриста. По сведениям Вольного гуцульского географического общества, в IХ веке в этих местах жили исключительно ведмеди. Люди же, жили южнее, в долине, и назывались они Белые Хорваты. Мир в это время был прекрасен, аки рай. Внизу в долине жили люди. Выращивали, пшеницу и виноград, разводили коров и овец. В горах благоденствовали ведмеди.

 Все изменилось в Х веке, когда, откуда-то из-за Урала понабежали полчища древневенгерских племен и устроили экстерминатус Белым Хорватам. Спастись от древних угров смогли те, кто свалил в горы. Это событие считается великим праздником и празднуется в Венгрии ежегодно, как «Обретение родины». Если вам 20 августа захотелось выпить, и не можете найти повод, то смело ссылаясь на священный праздник каждого венгра можете выхлебать пару бутылок токайского.


Обретение родины колочавцами случилось на пятьсот лет позже, когда Колочаву основали особые счастливчики, которые смогли спастись не только от древних угров но и от ведмедей. Долгое время происхождение названия Колочава небыло установлено точно, пока Вольное гуцульское географическое общество не снарядило специальную экспедицию в эти края. В результате было точно установлено происхождение. Легенда гласит, что первым поселенцем был человек по имени Кривомысл, который поселился в чаще рядом с суровым ведмидем Чавой. Ведмидь этот славился своей суровостью и сожрал много поселенцев, спасшихся от экстерминации древнеуграми. Однако, Кривомысла он полюбил, как родного, и разрешил жить возле себя. Раз в год на Ивана-Купалу Кривомыл спускался вниз к людям, и когда его спрашивали, где он сейчас живет, он отвечал: «коло Чавы». Со временем он нашел себе подружку Любогневу, женился на ней, и вскоре родились первые колочавцы. Со временем село разрослось и стало называться Колочава.  История эта была записана со слов местного жителя Степана Кривомыслюка в корчме села Колочава.


Природные условия Колочавы суровые и жилось колочавцам плохо. Население прибывало за счет беглых каторжников,  и иудеев. Как-только переселенцы обжились, венгерские феодалы настигли потомков Белых Хорватов, но в это раз экстерминатус устраивать им не стали (не по-христиански это), зато по-христиански было превратить их во что-то среднее между рабами и скотиной.


Время шло, мир становился более цивилизованным. В 19 веке пришла очередь венгров почувствовать себя угнетенным быдлом. В 1848 году их терпение лопнуло, они восстали против Габсбургов и  устроили национальную революцию. Габсбурги сначала просрали ситуацию и венгры национально возродились, но тут им прилетела ответка, откуда не ждали. Возродились и румыны, а заодно и русины, которых венгры всегда угнетали. Пришлось венграм принять закон   о национальностях Венгрии, в котором провозглашалось равноправие всех наций государства, и даже эмансипация евреев. Желающие, могут отметить это замечательное событие  токайским 28 июля.

Но было уже поздно Габсбургам решил помочь главный жандарм Европы — Николай I. Революционеров настиг экстерминатус. А территория Трансильвании вместе с Колочавой перешла под прямое управление Вены. По этому случаю рекомендую употреблять Грюнер Вельтлинер или рислинг 5 сентября.

Активное участие в национальном возрождении русинов принимал священник Александр Духнович. Венгры во время революции, посчитали такое возрождение неуместным и посадили его в тюрьму. Генерал Иван Паскевич же, напротив, считал несправедливым содержать хорошего человека в тюрьме. Венгры с ним согласились увидев его 100 000 армию. Духновича выпустили и он «с великой радостью встречал русское войско в Пряшеве, познакомился с его командованием. После ухода из Австрии русской армии Духнович продолжил свою просветительскую деятельность.» Написал «Истинная история карпато-россов или угорских русинов. Издана народолюбцем Александром Духновичем. 1853». Желающие могут ее почитать или просто отметить сей замечательный труд в любую дату любимым напитком. Хороший был человек и Колочавцы увековечили память о нем бюстом в 1930 году.



Также, в этом памятнике увековечен местный поп, который спер основную часть, собранных колочавцами, денег и за счет аванса, полученного скульптором, получился вот такой монумент.



Следующие 50 лет прошли в Колочаве без каких либо эксцессов, пока в 1914 году колочавцам не представилась возможность умереть во славу великой Австро-Венгерской империи и любимого императора Франца Иосифа.






Не было бы счастья да несчастье помогло. В результате этой войны Авство-Венгрия сдохла. Страны-победительницы навязали Венгрии Трианонский договор, по которому, Карпатская Русь 

(нынешнее Закарпатье) отходило Словакии. И с 26 июля 1921 года началась новая светлая страница в истории Закарпатья. Чехи, сначала,  слегка обалдели от запущенности, бедности здешних мест и забитости населения. Начали строить школы, развивать туризм в этих краях. Национальное возрождение поперло как на дрожжах. Они сделали много полезного и местные жители до сих пор с благодарностью принимают чешских туристов и сами ездят на заработки в Чехию, а 26 июля каждого года пьют чешское пиво. Вы тоже можете разделить этот праздник с жителями Колочавы.

А как же Венгрия? Она лишилась 72 % территории и 64 % населения (в том числе 3 миллионов этнических венгров), выхода к морю и флота, 88 % лесных ресурсов, 83 % производства чугуна и 67 % банковско-кредитной системы. Трианонский договор был оценен в Венгрии — как национальная трагедия. Популярность получили лозунги «Нет, нет, никогда!» (Nem, nem, soha!) и «Верните всё!» (Mindent vissza!).  По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены вплоть до 1938 года. В школах ученики каждый день перед уроками читали молитву о воссоединении Родины. В разных местах страны были воздвигнуты «Трианонские памятники», оплакивающие расчленённую Венгрию. Если вам близка позиция венгров, то можете вывесить на балконе лозунги «Нет, нет, никогда!», «Верните всё!»  и с горя нажраться токайским.


В конце концов, молитвы школьников были услышаны Богом и в 1939 году Венгрия воссоединилась. Бог сделал это следующим образом: превратил венгров в фашистов, тогда за них вступился Адольф Алоизович, который организовал Австрийские арбитражи, которые и отменили Трианонский договор. Если вам ближе позиция закарпатцев, то теперь ваша очередь с горя нажраться.


Закарпатцы, воспользовавшись моментом, объявили о незалежности 18 марта 1939 года в г. Хуст. Образовалось государство Карпатская Украина. Все, что успели сделать руководители этого государства — написать срочную телеграмму Адольфу Алоизовичу: «От имени правительства Карпатской Украины прошу Вас принять к сведению провозглашение нашей самостоятельности под охраной Немецкого Рейха тчк  Премьер министр доктор Волошин тчк Хуст тчк». На следующий день венгры, удивившись такой наглости, устроили экстерминатус местным русинам,   как и тысячу лет назад их предкам. Карпатская Украина закончилась. А ее сторонники, те кто остался жив, вспомнили тактику своих предков, и быстренько свалили в горы. Те, которые свалили в сторону Румынии отделались легко: их местное население ограбило и выперло назад в Венгрию. Здесь их повязали и отправили в концлагерь. Тем, кто побежал в сторону польской границы (в Колочаву) повезло меньше. Местные этнические венгры, в порыве радости национального воссоединения устроили настоящую охоту на украинских патриотов, расстреливая их на месте. Те кто добежал до границы, с радостью сдавались польским пограничникам, те в свою очередь, радости от этого не испытывали. Брали их в плен и расстреливали, ибо украинской патриотической заразы им не нужно было, т.к. у них и без того гуцулы неожиданно возродились. Но Б-г все видит и эта подлось обернулась тем же и для поляков, которые менее чем через год сдались в плен Красной армии и были расстреляны в Катыни по приказу Сталина. Совокупные потери «сечевиков», по разным данным, составили от 2 до 6,5 тысяч человек. В основном  расстреляные пленные и жертвы охоты мадьярских соседей.

С возвращением венгров мирное население заныкалось в разные щели и не высовывалось. Первыми пострадали иудеи. Те, кто не проживал в Закарпатье до 1918 сразу были отправлены в лагеря смерти. Остальных оставили на потом. Тех , кто не был евреем , но плохо заныкался угнали в рабство в Венгрию. За первые два месяца было угнано  59 377 человек. Народ взвыл. А в это время Сталин с Гитлером раздербанили Польшу. Закарпатцы посчитали это спасением, и повалили через горы к братьям-украинцам, но их там не особо-то ждали и если, ты  социально не подходил пролетарскому государству, то отправлялся в ГУЛАГ. А если подходил, то загонялся рабом в колхоз. Полный капут!




Через полтора года началась война с СССР. Тех кто вылез из своей шхеры за солью загребли в армию. Тут же пригодились оставшиеся иудеи. Их отправили в «трудовые батальоны». Труд в этих батальонах заключался в следующем: евреев перед атакой, под дулами автоматов, отправляли на разминирование минных полей. Они бежали по этим полям и погибали. Тех, кто добежал живым, брали в плен и отправляли в ГУЛАГ. Оккупацию пережило ~10% закарпатских евреев из 100 000.


В  1944 году запахло жареным. И местное население (если таковое еще оставалось) восприняло этот запах, как сигнал к выходу из шхер. Теперь мадьярам устроили экстерминатус. Тех, кто военных преступлений не совершал и с окупационными войсками не сотрудничал выгнали в Венгрию или в места компактного проживания. Мужчин призывного возраста забрали в армию и начали строить коммунизм.


Памятник погибшим Колочавцам во Второй Мировой Войне




После войны Венские арбитражи Адольфа Алоизовича поотменяли. Венгрия вернулась в границы Трианонского соглашения. Молится венгерским школьникам за воссоединение Венгрии запретили. Да и, вообще, всем молится запретили. Установили коммунизм. Несогласных расстреляли.


Закарпатская Украина вошла в состав СССР. Несогласных выкурили из шхер и расстреляли, сомневающихся сослали в ГУЛАГ. Крестьян загнали в колхозное рабство . Молится разрешили только на Иосифа Виссарионовича. Шхеры все заделали, чтобы некуда спрятаться было.


Численность населения, потихонечку восстановилась, но работы всем в колхозах не хватало. Народ поехал на заработки.



Это погибшие на заработках после войны. Может сложиться мнение, что до этого местные жители не гибли или не ездили на заработки. Нет, их, просто, до этого никто не считал.


Но жизнь стала налаживаться. В Колочаву прислали учителей с Украины. Школу здесь чехи еще построили. Началось просвещение.




.

Но совок — это плохо. И в 1991 году свершилось великое событие —  обретение Незалежности. Все вороги згинули одномоментно и закарпатские украинцы запанували на своей земле. Теперь их никто не угнетает, но что-то раем эта земля пока  не стала. Но обязательно станет с приходом нового президента. А то есть мнение, что теперь все несчастия от него и тех проходимцев, что у власти. И еще от того гуцула, который живет выше всех и засирает берега речки в Колочаве.


Проникшись тяжелой историей закарпатцев, отправимся в музей-скансен «Старое село». Этот прекрасный музей обязателен для посещения, если вы интересуетесь Закарпатьем. Перед поездкой я думал, что это очередной низкосортный атракцион для непонимающих туристов, на деле это оказался отличный интересный музей, созданный профессионально и с любовью!


Я вам кратко покажу что он из себя представляет.





В экспозиции собраны различные постройки и коллекция железнодорожной техники. Я буду публиковать описание, которое размещено на стене объекта и фото самого объекта.


Жили при мадьярах крестьяне очень бедно. Хата топилась по-черному. Площадь жилого помещения метров 10. Те туристы, которые бывали в скансенах центральной Украины и России пожалеют местных жителей.




Отличие колочавского скансена от его собратьев в том, что он «живой», а не «диснейленд» или нагромождение построек расставленных в ряд. Кажется,  только что из этой школы ушли ученики.





До войны евреев в Колочаве было 10% населения.




Кошерно




Простой житель Колочавы этой баней не пользовался





Пейзажи






Местный портной освоил пошив мундиров всех армий проходивших через Колочаву. Правда, эсэсовскую форму здесь не шили — это прерогатива была у Хьюго Босса.



Железнодорожная экспозиция.





















Все. Экскурсия закончена. Приезжайте в музей. Не пожалеете.



Tags: Закарпатье, музей открытого неба, скансен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments