Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Нилус (Словецкий) Петр Александрович

Оригинал взят у tanjand в Нилус (Словецкий) Петр Александрович


Петр Александрович Нилус (1869–1943) — художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Передвижников. Он разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались забытыми на Родине.






П. А. Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом — участником войны 1812 года. Родился в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К. К. Костанди (уникальный пердагог!) в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств.




В 1889 году П. А. Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И. Е. Репина.
Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».




Революцию 1917 года П. А. Нилус принял с воодушевлением, но вскоре изменил свое мнение. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов, после чего понял, что в последующей изменившейся обстановке, с победой красных возвращение в Одессу будет грозить ем указнью, в 1919 г он покинул Россию.




Три года живописец ездил по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде.

И наконей, в конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И. А. Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И. А. Бунина переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.




До конца 1920-х годов П. А. Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов.




Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1924 году.





Большой успех имела выставка П. А. Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной экспозицией.



Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне.

















































47.jpg


46.jpg


30.jpg




Tags: живопись, картинная галерея, русское зарубежье, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments