Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

В этот день… 7 октября – 2

Оригинал взят у shatff в В этот день… 7 октября – 2
О Брежневской Конституции – и лётчике Мациевиче

Живи мы лет тридцать назад – имели бы сегодня законный выходной по случаю Дня Конституции (именуемой также «Конституцией развитого социализма», или, попросту – Брежневской). Любопытно, что в связи с её принятием советский народ, поначалу, лишится выходных сразу на три года:  в 1977-м старый «День Сталинской Конституции» отменят – а новый ввести не успеют… в следующие два года он выпадет на выходные – но в те времена их не компенсировали!..)



…По совпадению, документ просуществовует на год меньше, чем создавался  (а это заняло пятнадцать лет – первым председателем конституционной комиссии был ещё Никита Сергеевич…) Что ещё? Последней поправкой в Конституцию станет учреждение должности Президента СССР…

…Идём дальше – в прошлое. 7 октября (или – 24 сентября по ст. ст.) 1910 года в Петербурге на празднике воздухоплавания погиб знаменитый лётчик Лев Мациевич – и эта первая в России смерть в авиационной катастрофе останется одной из загадок отечественной истории. Впрочем – по порядку.

 

…Мациевич был родом из Чигиринского уезда Киевской губернии – ещё в юности он участвовал в студенческом кружке «Студентська громада» – а затем, по мнению источников, станет одним из основателей Революционной  украинской партии… впрочем, если и так – в дальнейшем его активность не очень просматривается. Зато молодой человек заканчивает сразу три учебных заведения – Харьковский технологический институт, Морское инженерное училище (экстерном) и, наконец – Николаевскую морскую академию.

(Уже в те времена молодой инженер работал на военно-морской флот – и  предложил несколько проектов (включая противоторпедную защиту кораблей). В 1907-м его направляют на Балтийский завод – наблюдателем за строительством подлодок; и здесь Мациевич отметится целым рядом изобретений (как говорят – разработает полтора десятка новых типов подводных судов!) Однако…

…морского офицера неудержимо влекло в небо! (Авиация в те годы была совершенным новшеством – и вызывала всеобщий ажиотаж). Мациевич сумеет соединить хобби с профессией – и предложит первый в истории проект авианосца (с навесной палубой для взлёта-посадки, тормозной системой и катапультой – в сущности, всё как в наши дни!..) Он писал: «Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабжённого большим количеством аэропланов (до двадцати пяти)».



…Идею одобрят… и положат под сукно; впрочем – самого Мациевича отправят в Париж, закупать самолёты у знаменитого Формана. За полгода он не только получит лицензию пилота (за номером 176 – а в России Мациевич станет 31-м) – но и наметит планы на ближайшее будущее: «Изучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового». Увы… до происшествия на Комендантском поле (кстати, именно в этом районе на севере Питера когда-то был убит Пушкин)… так вот – до Праздника воздухоплавания оставались считанные месяцы…

…Мероприятие собрало аншлаг (невзирая на эпидемию холеры) – билеты в ложу стоили двадцать пять (ещё тех!) рублей; на простые места – от пяти рублей до полтинника. Прибудут члены императорской фамилии, военный министр Сухомлинов, премьер Столыпин, председатель Госдумы Гучков… (Двух последних – а также многих других видных гостей катал именно капитан. Как писал очевидец: «Все хотели летать с Мациевичем, всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека».

…Всего лётчиков было одиннадцать – и в тот день было поставлено немало рекордов – а назавтра, уже после того, как сигнальная пушка в шесть вечера оповестит об окончании полётов, «…по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера – Александра Анатольевна».



…После падения с 400-метровой высоты шансов у пилота не было… Мациевича похоронят, как героя. Следствие установит, что причиной аварии стала лопнувшая проволока – она накрутилась на винт и сломала лопасть; та  угодила в мотор; лётчик пытался выправить самолёт, откинулся назад – и выпал наружу…

…Впрочем, кто же верит официальным версиям? Специалисты по тайнам сразу же обратили внимание на странное обстоятельство – Мациевич поднимется в воздух буквально в последние минуты мероприятия, без всякой необходимости… Не было ли это самоубийством?..

…Другой причиной могли стать пассажиры пилота – точнее, конкретно  Столыпин (причём Мациевичу пришлось премьера уговаривать – у того были проблемы с сердцем; возражала и охрана). В те времена реформатор находился под прицелом террористов – а пилот состоял в партии эсеров!..  (Правда, похоже, в значительной степени от неё  отошёл – но есть предположение, что товарищи поручили ему привести приговор в исполнение). Происходившее на борту осталось неизвестным – однако премьер был благополучно возвращён на землю. И тут Мациевич осознал, что его ждёт неминуемая месть…

…Справедливости ради – он погибнет на следующий день… Потому, соглашаясь с этой версией, логичней предположить, что самолёт был намеренно повреждён… но тогда – почему злосчастная проволока продержалась до самого конца; ведь без этого незапланированного полёта капитан остался бы жив?..

 

PS: Некоторые считают, что самоубийство действительно произошло – но причиной стала супружеская неверность. Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 7 октября 1951 года родился Джон Мелленкамп – успешный американский рок-музыкант, известный в начале карьеры под именем Джонни Кугар).





И ещё. 7 октября 1953 года родился Гектор Самюэль Хуан Торрес, блоее известный миру просто как Тико Торрес – барабанщик и самый старший участник американской группы «Bon Jovi».





Наконец, 7 октября 1964 года родилась Саманта (Сэм) Браун – британская певица и автор, наиболее известная своим хитом 1988 года «Stop!»





Tags: В этот день..., даты октября, день в истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments