Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Что такое информация, ч. III

Оригинал взят у systemity в Что такое информация, ч. III

Из книги "Кафе Дилетант"

Выше я пытался отобразить примитивную очевидность, заключающуюся в частности в том, что музыкальные инструменты сами по себе не играют и сами не сочиняют музыку. Импровизирующий музыкант с помощью музыкального инструмента (инфотрегера) передаёт возникающую в его сознании музыкальную композицию (эндоинформацию) слушателям в виде экзоинформации. Музыкант, исполняющий по памяти свою партию скрипичного концерта Иоганнеса Брамса, транслирует для слушателей вторичную экзоинформацию. Концерт в виде эндоинформации был сочинен Брамсом летом 1878 года в Пертшахе – небольшом городе на юге Австрии, посвящен известному скрипачу венгерского происхождения Йозефу Иоахиму и записан на нотных листах, служивших инфотрегерами. Не будь этих инфотрегеров, Брамс не смог бы транслировать эндоинформацию в экзоинформацию, доступную нам через 138 лет. Считывая эту экзоинформацию, музыкант акцептировал её в виде эндоинформации, исполняя функцию инфотрегера и участвуя в создании экзоинформации, предназначенной для восприятия пришедшими на концент любителями музыки.

Механическое пианино не сочиняет музыку и не производит информацию. Оно служит инфотрегером, через который эндоинформация сочинителя, изобретателей и изготовителей через ряд стадий транслируется слушателям. Если музыку сочиняет компьютерная программа, то она является инфотрегером, через который эндоинформация изобретателей трансформируется в экзоинформацию для слушателей.

Таким образом, казалось бы ничего особенно умного я читателям не сообщил, но это только так кажется. Дело в том, что информация является глобальным понятием, охватывающим всю разумную деятельность человечества, и нет практически такого фрагмента миропонимания и жизнедеятельности, в котором ложное восприятия феномена информации, а оно на сегодняшний день в общеупотребительно плане предельно ложное, не превращало бы знание в имитацию знания и лжезнание. Мы знаем насколько широко и многообразно простые на вид бумажки под названием "деньги" облигатно формируют особенности жизни каждого человека и всего человечества. Но тот, кто привык глубоко задумываться, сможет без труда сообразить, что понятие "информация" играет намного более могущественную роль в жизни человека, нежели понятие "деньги". Я коснулся вопросов веры, отношение к которым кардинальнейшим образом зависит от того, что понимается под понятием "информация". Но самое интересное, что высвечивает предлагаемое мною понимание информации, является самый что ни на есть "передовой фронт" современной науки, который невозможно интерпретировать иначе как научно-религиозную веру, не имеющую отношение к тому, что принято считать наукой.

Ложные и бессмысленные представления об автономном существовании информации вне органов восприятия живого берут своё начало от представлений об автономном существования идей, в чём был уверен Платон (V-IV до н.э.). Под идеями Платон понимал не просто понятие о вещи, но и имманентно связанную с этой вещью причину и цель её существования. Учение Платона было расширено и развито в работах античного философа Плотина (205—270), посвящённых эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией их снова в Единое.

Идеи Платона и Плотина об Едином нашли своё отражение в понятии "ноосфера", выдвинутом профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа под влиянием лекций по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне академик Владимир Иванович Вернадский.Под ноосферой понимается некая идеальная сфера разума Земли - часть биосферы, в которой взаимодействуют общество и природа, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. В своей работе "Научная мысль как планетарное явление" (М., 1991) Вернадский В. И. писал: "Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества... Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества... Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"... Ноосфера - последнее из многих состояний эволюций биосферы в геологической истории - состояние наших дней".

Несложно понять, что разум и информация - понятия лишь частично перекрывающиеся. Так же лишь частично перекрываются области ноосферы и инфосферы. Ноосфера как идеализованная сфера разума Земли включает в себя лишь часть инфосферы - совершенно конкретной и в существенной степени материализованной фракции биосферы. Дифференциация этих двух понятий биосферного масштаба позволяет обратить внимание на то, что расширение фракции инфосферы, вызванное человеческой активностью, может не только не привести к расширению ноосферы Земли, но, как я попытаюсь ниже показать, в длительной перспективе скорее будет приводить к её сужению и в какой-то степени деградации. Инфосфера Земли включает в себя совокупность всех систем извлечения, обработки и продукции информации всеми живыми организмами биосферы, а также фантастическое многообразие и разнообразие инфотрегеров от простых химических соединений до звуков, издаваемых животными, от разнообразных отходов жизнедеятельности до средств массовой информации.

Выше я писал о том, что смешение понятий "информация" и "инфотрегер" состоялось много веков тому назад, когда человеческая секция инфобиосферы функционировала в основном на утилитарном уровне относительно примитивно устроенных человеческих сообществ. Конечно уже и тогда можно было понять, что композитор, сочинивший музыку, записал её в виде нотных знаков с двумя потенциальными целями: ознакомить с сочинённой им музыкой других людей и/или сохранить эту музыку, чтобы не забыть. Если назвать ноты не инфотрегером, а информацией, то каким в таком случае термином нужно обозначить воспроизведение музыки, записанной на нотном листе? Информацией с информации? Но тогда люди, пришедшие на концерт музыканта, исполняющего музыку композитора, записанную на нотном листе, будут получать информацию с информации, полученной с информации. Но музыка же одна и та же!

Всё становится на свои места, если нотную запись сочинённой композитором музыки и её исполнение музыкантом квалифицировать в качестве различных инфотрегеров одной и той же информации. Глухой человек не может воспринять исполняемую музыку, а люди со слухом могут воспринять эту экзоинформацию второго порядка, т.е. восприятие информации - процесс в высшей степени специфический. Информация является облигатным свойством живых существ и не существует вне органов их восприятия. Можно пофантазировать на тему о том, как точнее можно было бы обозначить понятия "нотная запись музыки" и "исполнение музыки с нотной записи" так, чтобы стала гармоничной и понятной адекватность этих двух способов выражения одного и того же понятия - различных способов хранения и распространения одной и той же информации.

Информацию и инфотрегер можно было бы назвать такими же антиподами, как материю и сознание. Но дело в том, что к этой парной альтернативе понятие "антиподы" совсем не подходит. Например, метафилософская концепция марксизма рассматривала отношение материи к сознанию, мышления к бытию в качестве основного вопроса философии. Но вот, например, философская позиция Аристотеля являлась неким средним между материализмом и идеализмом. Т.е. пусть теоретически, но можно себе представить нечто среднее между этими антиподами. В математике в качестве антиподов принимаются точки на поверхности сферы, противоположные относительно центра сферы. Но при уменьшении радиуса сферы антиподы могут теоретически сблизиться на расстояние, равное бесконечно малой величине, т.е. практически совместиться. А вот информация и носитель информации - это не противоположные, а абсолютно несовместимые понятия. Материю в отличие от сознания можно пощупать. А понимать кардинальное отличие продуцируемой и воспринимаемой мозгом информации от мёртвых носителей этой информации человечество как-то ещё не сподобилось!

Много веков тому назад подобное нелепое смешение несмешиваемых, несовместимых понятий не выглядело настолько критичным, как в наше время. Было вполне достаточным того, что люди подсознательно понимали разницу между инфотрегером и информацией. Но в современном обществе, в котором информация играет всё более прогрессирующую роль, как положительную, так и резко отрицательную, понятийный хаос смешения объектов неживой природы с активностью живых организмов, будет оказывать всё более повреждающее воздействие на развитие науки и техники. Ведь в человеческой фракции инфосферы Земли суммарный объём инфотрегеров увеличивается экспоненциально, в виде геометрической прогрессии, в то время как способность человечества воспринимать экзоинформацию изменяется даже не в арифметической прогрессии, а остаётся относительно постоянной.Раньше человек покупал газету в киоске и прочитывал ту её часть, которая ему казалось интересной. Сегодня, сидя за компьютером, человек за то же время может просмотреть несколько десятков газет, но объём новой информации, которую он способен воспринять и переварить в качестве эндоинформации, небеспределен. Поэтому поставщики экзоинформации стараются прикладывать усилия к тому, чтобы всемерно повышать вклад формы подачи информации, не заботясь о её содержании, чтобы в большей степени привлечь внимание читателя. Это является ничем иным, как манипулированием эндоинформацией.

Для эффективной дезинформации или неадекватной информации читателя пусть с самыми невинными целями - чтобы он дольше останавливал своё внимание на данном конкретном сайте - необходимы некоторые технические и финансовые возможности. Если продуценты экзоинформации руководствуются только этими относительно невинными рекламными целями, то в этом случае наносимый ими вред будет относительно слабым. Хуже, когда применяются уловки компьютерного программирования, заставляющие потребителя постоянно нажимать на клавиатуру, поскольку рекламодатели платят за количество визитов на сайт. Но даже и это можно считать вполне безобидной уловкой, хотя и приносящей определённый дискомфорт. Но если продуценты экзоинформации пытаются навязать обществу своё узко специфическое понимание тех или иных мировоззренческих проблем, свою особую точку зрения, возникшую на почве заблуждений, неспособности глубоко понять смысл тех или иных общечеловеческих проблем или с особо корыстными целями, например, для создания фальшивого имиджа политического деятеля, то наносимый обществу вред может приобретать характер эпидемический. В подобных случаях понимание того, что инфотрегер и считываемая с него информация - понятия совершенно различной природы, является важным стимулом для повышения критического отношения к природе инфотрегеров, с которых считывается экзоинформация.

(Продолжение следует)

Часть II

Часть IV



Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments