Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Просто они были первыми...

Оригинал взят у dona_anna в Просто они были первыми...
Yom-Azmaut-Collage-a
Идея написать этот пост появилась совсем не по идеологическим причинам... Просто я увидела эти светлые лица, так упорно появляющиеся в течение более ста лет сионистской деятельности, это ощущение времени и мечты, которую им удалось воплотить.



Слово "חלוץ" (халуц) что на иврите означает "первопроходец". Это слово появляется уже в Торе, в Бемидбар 32:21 ('עבר לכם כל חלוץ את הירדן לפני ה), но к сожалению, в двух переводах на русский, которые оказались у меня под рукой, это слово не фигурирует и придется тем, кто иврит не знает, поверить мне на слово. Кроме того, это слово имеет корень "ח.ל.צ" - снятие чего-то сковывающего: обувь, обруч, и т.д. или "освобождение". Если подумать, первопроходцы, и вообще - все новаторы, все кто решается пуститься в неизведанное, должны быть людьми не скованными прежними и чужими понятиями о том, что правильно и как надо.

Первопроходцев в Эрец-Исраэль приносила каждая волна алии, и разбрасывала по разным кибуцам и сельскохозяйственным поселениям, как до образования государства Израиль, так и после. Видимо есть такой вид людей среди евреев, которые готовы бросить все и начать сначала не только на совсем голом месте, но и в совсем другой области деятельности.
К концу 19 века еврейские крестьяне, работающие на земле, встречались не чаще динозавров... Может где-то в очень отдельных местах такие и были, но основная часть евреев была оторвана от обработки земли на многие столетия, не по своей воле. И сионистская идея, предлагавшая не только вернуться на землю предков, но еще и начать самим ее обрабатывать, стала движущей силой для молодежи, которая стала приезжать в эти края и стремиться стать крестьянами... Во всяком случае, так я это вижу ...

Самые первые первопроходцы часто работали, естественно, благодаря... барону Ротшильду, без которого тут никогда бы ничего не стояло...

IMGP3920a-a
Рабочие винодельни в Ришон Леционе, 1897г. Музей Эрец-Исраэль. Фото из Музея Эрец-Исраэль.
Барон, помимо всего прочего, поддерживал еврейские сельскохозяйственные поселения, которые в Израиле назывались "мошава". Из этих поселений выросли израильские города, такие как Петах-Тиква, Гедера, Ришон Лецион.

IMGP1519a-a
Вот так выглядели основатели первого, не только в Израиле, но и во всем мире, кибуца Дгания. 12 молодых людей, которые ну никак не выглядели крестьянами до приезда в Эрец-Исраэль. Да они и не были таковыми...

IMGP1587a-a
Уже в 1910 году, в год основания кибуца Дгания, его жители выглядели так. Такие крутые первопоселенцы, быстро научившиеся обрабатывать землю. Специально пригласили фотографа, чтобы сделать фотографию. Вернее, таковыми они хотели выглядеть. На самом деле было много трудностей, проблем и смертей на их пути.

IMGP1593a-a
Это часть кибуцников Дгании в 1911, фотография более реалистичная и менее пафосная.

Ферма Мигдаль, о которой невозможно не сказать, говоря о первопоселенцах, один из ярких примеров развития еврейского сельского хозяйства от полного неумения до самого высокого уровня, о котором я рассказывала, например тут и тут

IMGP5054a-a
1912г., работники фермы Мигдаль, получающие сельскохозяйственную подготовку. Было понятно, что без обучения они никогда ничего не вырастят.

IMGP5214a-a
Жизнь и работа на ферме были очень тяжелые. Это были идеологические крестьяне без сельскохозяйственных знаний и умений, всему не только учились на ходу, но и старались внедрять и развивать самые передовые сельскохозяйственные приемы того времени.

Ферма Мигдаль была важным центром для первопоселенцев Второй алии, часть которых получило сельскохозяйственную подготовку еще в России. На ферме существовала коммуна, членом которой был знаменитый Иосиф Трумпельдор.

IMGP5204a-a
1913 год, пашет легендарный Иосиф Трумпельдор. Ему не мешало даже отсутствие одной руки, настолько было важно пахать землю. Хлеб был очень важным моментом в жизни коммуны.
Именно И. Трумпельдора З. Жаботинский рассматривал как яркий пример еврейского первопоселенца, который землю и обрабатывал и защищал.

IMGP5091a-a
1912г., луковое поле, орошаемое с помощью борозд. Такое количество воды, о котором можно только мечтать в наших местах. Там рядом есть родники.
Ферма Мигдаль.

Это открытка-поздравление "שנה טובה" (хорошего года), какие принято было посылать у евреев как до образования государства, так и после, и эти открытки часто отражали реальную жизнь на тот момент.
IMGP8143a-a
"В Эрец-Исраэль" вторая половина 20х прошлого века., Музей Израиля
Мы видим группу людей, едущих в Эрец-Исраэль. Это явно послано не из СССР. Тогда так просто уже было не уехать.
Можно присмотреться и понять, кто все эти люди:) Прежде всего, публика весьма разная, как религиозная, так и светская. Стоит обратить внимание и на багаж, и его отсутствие в руках отъезжающих. Хорошо заметно, что тут есть представители разных классов и я уверена, что кое-кто из них приехав в Эрец-Исраэль, окажется в кибуце или в мошаве в качестве первопроходцев, даже если перед отъездом они об этом не думали.

Или они будут вручную строить дороги в трудовых батальонах.
IMGP55065b-a
1921г., "Гдуд Авода" (трудовой батальон, иврит), организация первопоселенцев имени И.Трумпельдора, героически погибшего в 1920 году. Отделение Мигдаль, занималось строительством дороги Тверия-Табха.

Не только фотографии доносят до нас ощущение того времени. Художники, жившие в Эрец-Исраэль, тоже размышляют о настоящем и будущем этой страны.
IMGP5510a-a
"Первые плоды", Реувен Рубин, 1923г., Музей Израиля.
На этом триптихе, по мнению музея, изображены не только первые плоды, которые выращивали в те времена, и это бананы, апельсины и арбузы, но и люди, которые их выращивали. В центре картины четверо: справа пара, опять же, из описания картины в музее, это новые евреи, сабры, крепкие физически, занимающиеся сельскохозяйственных трудом на своей земле, в общем, мечта сиониста того времени. Слева от них йеменская семья с ребенком. Помните, я писала о ювелирах, выходцах из Йемена тут? Так не все йеменцы были ювелирами:) Почему их изобразил художник? Да потому, что он изобразил на этой картине тех людей, которые в те времена жили в Эрец-Исраэль. На боковых частях картины справа и слева изображены арабы. Как известно, из песни слова не выкинешь.

Жалко не показать и эту картину тех же лет.
IMGP9321a-a
"Взгляд из Тель-Авива на холмы Рамат-Гана", Арье Лубин 1924г., Тель-Авивский художественный музей.
Я уверена, современным жителям Тель-Авива и Рамат-Гана есть о чем подумать, просто потому, что в этих местах сейчас сплошная городская застройка. А тогда художнику хотелось видеть развитое сельское хозяйство.

IMGP1574b-a
Настоящие еврейские доярки доили коров.
Кибуц Дгания, 1925г.
Я сразу вспомнила радистку Сару из кибуца Гват.

IMGP1574a-a
В самом сельском хозяйстве уже работали дети первопоселенцев.
Кибуц Дгания, 1925г.

Еще одна картина с рассказом о мечте.
IMGP5500a-a
"Израильский вид", Исраель Палди, 1928г. Музей Израиля.
Такие виды, может быть, уже и были, да вот называть их "израильский вид" несколько проблематично. Израиля-то еще не было, хотя очень хотелось.

IMGP3547a-a
Первопроходец, 1930г., фотограф Авраам Малавский.
Эта фотография с выставки «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит» в Музее Эрец-Исраэль. Из серии фотографий, сделанных разными фотографами по заказу Еврейского национального фонда в разные годы прошлого века. Вы можете сказать, что это заказное, пропаганда и агитация. Но если позу и поворот головы можно "поставить", то огонь в глаза не вложишь...

Или вот эти две фотографии с выставки "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль", сложно вложить настоящую радость при столь тяжелой работе, которая была в те времена.

"Нааляль", 30е годы прошлого века, фотограф Хельмар Лерски.


"Нааляль 28", 30е годы прошлого века, фотограф Хельмар Лерски.


А вот плакат, который не призывает к чему-то, имхо, а точно отражает реальную ситуацию тех лет во многих еврейских поселениях. И эта ситуация будет длиться долго, практически до наших дней...
IMGP8158a-a
"Одной рукой выполняют работу, а в другой держат меч", Книга Нехэмьйа (4-5:11-12). 30е годы прошлого века. Плакат с выставки работ Отто Валиша в Тель-Авивском художественном музее.
Об одном примере такой работы я писала тут

Это яркий пример того, как скульптор видел первопроходцев. Или как ему хотелось бы видеть. Типа "гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей..."(с). Я, честно говоря, не люблю такой подход, просто потому что гвозди надо делать из металла, а люди есть люди. Но во многих странах и в разных формациях мы можем встретить аналогичные произведения.
IMGP9220a-a
"Первопроходец", Зеэв Бен-Цви 30е годы, выставка "Еврейский авангард" в Музее Мане-Кац, Хайфа.

Есть художники, которые по натуре, романтики. Вот две картины одного художника, написанные в один год.
IMGP9353a-a
"Строители", Моше Матус (Матусовский), 1931г., Тель-Авивский художественный музей.
Так представить себе стройку тридцатых может только настоящий романтик. Но этот настоящий романтик не забывал о реальности. На картине можно увидеть, как нам рассказал знаток Тель-Авива paintervic, знаковые на тот момент здания - Гимназию "Герцлия", дом Бялика, сефардскую синагогу и дом Романова на улице Нахмани, выглядывает ещё фрагмент школы на улице Ахад-ha-Aм.

С танцем "хора" проще. В те времена его очень любили именно первопроходцы и танцевали очень часто.
IMGP9195a-a
"Первопроходцы", Моше Матус (Матусовский), 1931, выставка "Еврейский авангард" в Музее Мане-Кац, Хайфа.

А реальность она была вот такая... Уже вполне себе механизированное, развитое сельское хозяйство по тем временам.
IMGP1586a-a
Совместная пахота в Иорданской долине, 1935г.
Кибуц Дгания.

Но многое еще делалось полностью вручную и основной рабочей силой оставались первопроходцы.
IMGP8148a-a
"Еврейский национальный фонд", 1939 год. Плакат с выставки работ Отто Валиша в Тель-Авивском художественном музее.
Еврейский национальный фонд взял на себя эту задачу по рытью канав для осушения болот, практически вручную. Да и множество других проектов осуществлялось вручную. Плакат точно это отражает.

Несколько фотографий с выставки "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль" в Музее Г.Штрука в Хайфе. Эти фотографы не стремились сделать из фотографии плакат, а стремились отразить происходящее.

IMGP6679a-a
"Крестьянин", 40е годы прошлого века, фотограф Яков (Жак) Роснер
Честно говоря, еврейские крестьяне на старых фотографиях меня просто умиляют. У них еще сохранился галутный фенотип, но уже совершенно другое выражение лица. Наверно, ради этого и ехали сюда эти люди.

IMGP6692a-a
"Портрет", 40е годы прошлого века, фотограф Яков Яков (Жак) Роснер

IMGP6695a-a
"Крестьянин", 40е годы прошлого века, фотограф Яков (Жак) Роснер

А это уже совсем другая история...
Это те, кто приехал сюда после Второй мировой войны из концлагерей превращенных после войны в лагеря для перемещенных лиц. Может быть после Германии они еще 2-3 года находились в лагерях для перемещенных лиц на Кипре или прямо в Эрец-Исраэль.
IMGP3109a-a
Группа "Нахам" (נח"ם), Лагерь перемещенных лиц, Берген-Бельзен, 1946, Музей еврейских легионов.
"Нахам" נוער חלוצי מאוחד в переводе - это объединенная молодежь-первопроходцы. Солдаты Еврейской бригады помогали недавним узникам подготовиться к переезду в Эрец-Исраэль.
После Второй мировой у них, вообще, был выбор? В огне войны они потеряли все и всех, у них не было семей и путь строительства всего с нуля, и работа даже на самых тяжелых работах, но в еврейском государстве, их очень привлекала. И может быть через несколько лет они будут также весело улыбаться, как крестьяне на предыдущих фотографиях.

В середине сороковых в сельском хозяйстве и строительстве было очень много тяжелой ручной работы.
IMGP5525a-a
"Обрабатывающие землю мотыгами", Йоханан Симон, 1945г., Музей Израиля

Кибуцы продолжали играть главную роль в освоение земли.
IMGP3535a-a
Сторож и его собака в полях гибуца Гезер, 1946г., фотограф Авраам Малавский.
Выставка «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит» в Музее Эрец-Исраэль.

IMGP3679a-a
"Уборка урожая", кибуц Эйн-Гев, 1947г., фотограф Нафтали Опенгайм.
Выставка "Люди Кинерета" в Музее Эрец-Исраэль.
Любимый кибуцный ракурс: уборка урожая в полях с орудиями труда. Я видела в разных кибуцах похожие фотографии.

Кто в современном Израиле не знает кибуц Эйн-Геди на Мертвом море, с его знаменитым ботаническим садом и гостиницей? А начинался он тоже руками первопроходцев...
IMGP6444a
1956г., первопоселенцы, перво-кибуцники, они же солдаты НаХаЛя на фоне пустынных гор. Молодые, веселые ребята, без всякой позы...
Глядя на них, невольно думаешь, чем был для них этот голый холм среди пустыни? Очень бедная почва (мергель), солоноватая и каменистая, практически неограниченное количество хорошей воды из источника, жаркая зима и пышущее жаром лето, сухой воздух и подростковый энтузиазм, который в нужные минуты мог собрать и добровольцев и гостей уборку камней, посадку газонов и прокладывание дорожек.

А в наше время о первопоселенцах не любят вспоминать... Один пример, который я знаю, это скандально известная скульптурная группа в Хайфе у молла Азриэли, сделанная по заказу Д.Азриэли, один из фрагментов которой первопроходец.
IMGP1796a-a
Крестьянин-первопроходец в рубашке-косоворотке, с соответствующим поясом. Явно выходец из России. Таких, я уверена, Д. Азриэли встречал в кибуце Маоз Хаим, когда жил там.

Как бы наш левый истеблишмент вместе с соответствующими СМИ не стремились замолчать этот момент, у нас до сих пор есть реальные первопроходцы. И это уже не кибуцники, часть из которых в наше время превратилась в рантье.
И понятно почему. Современные первопроходцы находятся на другом конце политической карты, то есть в Национально-религиозном лагере, и вполне себе преуспевают. Мне даже удалось посетить некоторых из них с разными экскурсиями.
IMGP5285b-a
Для Ширы Амуси началось это тогда, когда она решила, что нет в Израиле места, где бы она хотела поселиться, значит надо основать поселение, которое бы соответствовало ее идеям.
Обычно небольшие поселения бывают у нас или светские, редко, или религиозные, что чаще.
Главной идеей поселения для Ширы было, чтобы в нем вместе жили и светские и религиозные, друг другу бы не мешали, и при этом каждый бы имел возможность жить как он хочет. Довольно сложно осуществляемая идея в наших реалиях.
Однако Шире это удалось и в 2001 Ротем Яхад (רותם יח"ד-יח"ד - ישוב חילוני דתי). Подробнее о Шире и поселении тут

IMGP0070a-a
Это невероятная Рахель Циммерман. Я думаю, в Шомроне ее все знают. Она знаменитая еврейская крестьянка, мать 10х детей. Я была в ее хозяйстве дважды и и каждый раз ее невероятная изобретательностью и энергия потрясает. Но сразу скажу, начинала она свою жизнь в Израиле в качестве добровольца "Шалом ахшав", куда послал ее, как вы уже догадались, ее "гуру". Но судьба или Всевышний распорядились по-иному, и на демонстрации против еврейского поселения в Хевроне она встретила Мирьям Левингер, вдову недавно скончавшегося раввина Левингера (за''ль) и понеслось: религия, муж, дети, хозяйство... А могла бы до сих пор счастливо стоять у кого-нибудь пропускного пункта в компании "Женщин в черном" и обзывать израильских солдат оккупантами и плевать в их сторону. О ней тут и тут

IMGP1367a-a
Это Дида Менкин (דידה מנקין) - первопроходец, герой Войны Судного дня и человек, посадившем первый виноградник в Самарие (Шомроне), житель поселения Кдумим.
У Дида 70 дунамов виноградников каберне савиньон. Он первый посадил виноградники для производства вина в Самарии, в исполнении пророчества Йермиягу "Еще будешь ты сажать виноградники на горах Шомрона..." (Йермиягу 31:5)
("עוד תטעי כרמים בהרי שומרון נטעו נוטעים וחיללוּ" (ירמיהו לא, ד
О нем и его винограднике тут.

И до сих пор мечта о еврее-крестьянине и первопроходце жива в нашем народе и есть те, для кого она очень привлекательна и люди меняют свои профессии. Без пафоса и патетики они меняют свою жизнь и осуществляют свою мечту. И чтобы не говорили воинствующие пост-сионисты о развале сионистского мифа и забронзовевшие представители Рабочей партии, что у них украли страну, с реальным Израилем сложно что-то сделать. Он просто есть.

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Tags: еврейская история и культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments