Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

История меноры

Оригинал взят у grimnir74 в История меноры


«И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе».(Исх. 25:31-40).

Примитивные семисвечники были обнаружены при раскопках святилищ Ханаана и Сирии, относящихся к 18-15 вв. до н. э. Однако у этих светильников нет характерных для меноры рожков, обычно имеются просто семь углублений для масла или чашечек, что не удивительно, ведь число семь на древнем Востоке считалось священным.
Во времена скитаний по пустыне менора находилась в Скинии - походном шатре. Соломон после постройки Храма перенёс святыню в Иерусалим.
Форма меноры соответствует форме растения Salvia palaestinae (разновидность шалфея, в древности имевшая название «мориа»). Будучи высушен на плоской поверхности, этот шалфей становится очень похожим на светильник-менору.

http://www.yudovin.co.il/websitesfolders/00000447/upload/books/bible/shemot/27.jpg

Salvia palaestinae.


Семисвечников было несколько. Вероятно, они не раз уничтожались или увозились захватчиками в качестве военной добычи. В 568 году до н.э. Иерусалимский храм был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором, и золотые светильники взяты в качестве добычи. В 169 году до н. э. золотая менора была захвачена воинами греко-сирийского правителя Антиоха IVи вывезена в Сирию. После взятия и разграбления Иерусалима римлянами в столицу империи были вывезены один или два светильника, вероятно похожих на тот, что находился ещё в Первом Храме.

http://www.yudovin.co.il/websitesfolders/00000447/upload/books/bible/shemot/28.jpg

Фрагмент арки Тита.

«Предметы добычи носили массами, но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов, и золотой светильник, имевший форму, отличную от тех, которые обыкновенно употребляются у нас. По самой середине подымался из подножия столбообразный стержень, из которого выступали тонкие ветви, расположенные наподобие трезубца; на верхушке каждого выступа находилась лампадка; всех лампадок было семь, символически изображавших седмицу иудеев» (Иуд. война кн. 7, гл. 5-5).
По утверждению Иосифа Флавия, менора попала в Рим и оказалась в храме богини Мира, построенном Веспасианом.
Одержавший победу над иудеями, Тит удостоился возведения в свою честь триумфальной арки, позже разрушенной и заново отстроенной при императоре Домициане. Эта арка сохранилась до наших дней. Среди украшающих арку барельефов имеется и детальное изображение меноры.
Вскоре после изгнания евреев из Эрец-Исраэль, семисвечная менора становится символом иудаизма и в качестве такового украшала саркофаги и стены гробниц.

http://www.yudovin.co.il/websitesfolders/00000447/upload/books/bible/shemot/29.jpg

Барельеф меноры в гробнице Бейт-Шеарим (2-3 вв. н. э.).

Камень из Магдалы (Израиль) с рельефным украшением синагоги 1 века. На нем изображена менора с семью ветвями, окруженная священными сосудами и колоннами. Вероятно, художник, который выполнил рельеф для синагоге в Магдале собственными глазами видел оригинал - семисвечник из Иерусалимского Храма.

Иудейская печать для маркировки хлеба византийского периода, найдена районе Акко (Израиль). Знак на хлебе от печати в виде меноры свидетельствовал о кошерности хлеба.

Рельефная часть дверной притолоки или окна синагоги (4 в. н. э.), обнаружена недалеко от Хеврона (Израиль).

Капитель колоны в виде меноры из синагоги времён Второго Храма.

Стеклянная камея украшенная менорой, византийский период. Маалот Таршиха (Израиль).

Солнечные часы с изображением меноры с треножной опорой, начало 1 в. н. э. Артефакт обнаружен при раскопках Западной Стены (Стены Плача) в Иерусалиме (Израиль).

Фрагмент мозаичного пола из синагоге в Маоне (западный Негев, Израиль) с изображениями меноры с треножной опорой, финиковых деревьев, виноградных гроздьев.

Украшение из слоновой кости с изображением меноры. Обнаружено восточнее Бейт-Шеана (Израиль).

Глиняный светильник украшенный изображением меноры. Обнаружен в Бейт-Шеане. Византийский период.

Изображение первосвященника наливающего масла в лампаду меноры. Иллюстрация из рукописной книги  «Сефер аМихлоль шель Лондон» 1280 г. (Франция).

Рами Юдовин

Tags: еврейская история и культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments