Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Алматы — Чимкент — Отрар — Туркестан и обратно. Одним днем по Южному Казахстану

Оригинал взят у nikolay_ustinov в Алматы — Чимкент — Отрар — Туркестан и обратно. Одним днем по Южному Казахстану


Казахстан - огромная страна со множеством красивых и интересных мест. Есть и исторические достопримечательности, и природные. Правда, внутренний туризм практически не развит, потому что очень мало информации и нет инфраструктуры.

Но, кажется, лёд тронулся. Мы побывали в первом туре выходного дня по историческим местам Южного Казахстана. Поездка заняла всего один день, а впечатлений и воспоминаний хватит очень и очень надолго.

Ранним воскресным утром мы вылетели из Алматы в Чимкент.


Взлетели. Высота - 8000 метров, скорость 660 км/ч.


За бортом проплывают горы Тянь-Шаня. Слева по борту остается Бишкек, справа - Тараз.


А вот и Чимкент.


Город постоянно строится и растет, занимая все пространство до горизонта. Неоднократно здесь был, это один из двух более-менее удобных для жизни городов страны.


Спасибо экипажу за отличный полет и мягкую посадку!


Прощаемся с нашим самолетом, встречаемся с гидом и садимся в автобус. Нам предстоит неблизкий круг в 400 км. Вечером, уставшие и получившие много впечатлений, окажемся здесь же, в аэропорту.


Первая остановка - Красный мост через реку Боген, что совсем недалеко от Шымкента. Мост очень старый, 19 века. Сейчас рядом стоят еще два более современных моста. Он чудом сохранился и это очень круто. Запросто могли бы пустить на металлолом.


Металлические конструкции моста были изготовлены в 1875 году на одном из заводов Санкт-Петербурга и по железной дороге доставлены в Оренбург, а оттуда уже верблюдами на место установки.


Ходят легенды, что местные жители, чтобы заставить губернатора области построить на этом месте мост, были вынуждены выкрасть его дочь и перевезти на противоположный берег.


На протяжении многих веков для южно-казахстанских степей это был и самолет, и поезд, и автомобиль в одном лице (точнее, в морде). Верблюд, в общем. Сейчас - неиссякаемый источник шубата для местного населения и одеял для армии (проскочила такая новость недавно, на счет использования их шерсти).


Наш транспорт. Удобно, комфортно, безопасно, не по-шымкентски - и это очень радует. Спасибо водителю дяде Саше.


Кстати, тюльпаны. Самый популярный цветок Фейсбука образца мая прошлого года.


Ехать, конечно, хорошо. Но надо бы и пообедать. Заехали в поселок Шаульдер.


В Южном Казахстане традиционно на каждом углу тойхана (по-нашему - зал торжеств). Поэтому сопутствующие магазины есть даже тут, довольно далеко от цивилизации.


Не выкладываю жующих людей, но поели весьма сытно и вкусно. Была рыба (откуда?), пельмени (местное блюдо же, ага) ну и традиционные куырдак и шашлык по-шымкентски.

А в этом магазине купил Сникерс в дорогу. Хот-док и пирошки брать не стал.


---
Историческая справка:
Недалеко от места слияния рек Арысь и Сырдарья скрыты под землей развалины древнего города, история которого насчитывает почти две тысячи лет. Это Отрар.
В 1219 году город был захвачен и разрушен монгольской армией под руководством сыновей Чингисхана.
В XV веке город был восстановлен благодаря развитию Великого шелкового пути. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер основатель огромной империи Тамерлан. По преданию, он простудился после бани.
С XV по XVIII века Отрар был одним из городов Казахского ханства. А в 1727 году его снова разрушили, на этот раз - джунгары.</em>
Знаменитые жители Отрара - всем известный по нашим купюрам и проспекту в Алматы ученый Аль-Фараби и великий исламский святой Арыстанбаб, к которому мы еще сегодня вернемся.
---

Короткий переезд - и мы в древнем Отраре. Первое впечатление хорошо видно на этом фото. Бардак и бесхозяйственность. Что за ржавая табличка? Где нормальная дорога? Это ведь известный на весь мир туристический объект.
Тем не менее, у этого места потрясающе мощная энергетика, поэтому обо всех недостатках забываешь уже через пару минут. От необъятного степного простора и осознания того, что под ногами лежит тысячелетняя история, захватывает дух.


Наш гид, Ислам. Историк, отличный рассказчик и искренне любящий свой регион человек. Лучшего экскурсовода в Чимкенте вы не найдете.


А вот и Северные ворота в город. Снизу - раскопки основания, сверху - частичная реконструкция.


С этого холма средневековый воин обозревал окрестности. За прошедшие шестьсот лет почти ничего не изменилось. Только машины убрать.


А это уже более глубокий культурный слой. Основание стены относится к VI веку! То есть можно туда спуститься и потрогать руками кирпич, которому 1400 лет! Фотография этого не передает, но в реальности ощущения очень сильные.


К сожалению, время, природа, а также монголы с джунгарами многократно ровняли город с землей. Тем не менее, сохранилось очень много и это постепенно, стараниями археологов, откапывается и изучается.

Отрар - самый значимый археологический объект Казахстана. Неизвестно, какие находки здесь еще будут сделаны - но они точно будут.


Ислам рассказывает, блогеры слушают. Однозначно, сюда нужно ехать только с гидом. Иначе впечатления будут совсем не те.


Сохранившаяся кирпичная кладка в основании бывшей городской мечети.


Местный копатель.


Групповое фото на память. Место классное, атмосферное, пронизанное многовековой историей.


А вот и мавзолей Арыстанбаба, учителя и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави. Совсем недалеко от Отрара. Важное и святое место для мусульман.


Внутрь - только босиком.


На выходе желающим предлагается местная экзотика - курт и шубат. Я не любитель гастрономических экспериментов, но, говорят - вкусно.


Верующие приезжают сюда на хадж, что означает поклонение святыням. Рядом есть гостиница, поскольку едут отовсюду.


День почти прошел! Наступает вечер, а мы спешим к последнему пункту нашей поездки - мавзолею Ходжи Ахмета Яссауи. Степи Южного Казахстана весной очень красивые, яркие и зеленые. А местами и такие. Рядом ведь множество крупных рек (в том числе и Сырдарья), которые разливаются весной.


Прибыли. Очень красиво. Вся территория, в отличие от Отрара, аккуратна и ухожена. Мавзолей, конечно, огромен и впечатляет. Раньше слово "мавзолей" было для меня девальвировано строением на Красной площади в Москве, пока восемь лет назад я впервые не оказался в Туркестане.


Традиционно. Свадебное фото - непременный атрибут каждой достопримечательности.


Но вот это уже слишком. Рабочий день закончился, пора домой. Только вот причем здесь вообще павлин? Что творится в голове у местного фотографа, не совсем ясно. А птичку - жалко.


Мавзолей начали строить по приказу Тамерлана и уже почти закончили, когда в 1405 году полководец неожиданно скончался в Отраре. И с момента его смерти работы прекратились, а входной портал остался таким, каким его оставили строители. Можно даже увидеть остатки лесов того времени. В многочисленных отверстиях живут птицы, что для верующих является хорошей приметой.


Все остальные стены имеют завершенный вид и украшены ярким орнаментом.


Вот как это выглядит.


Купол мавзолея, который был символом единства и гостеприимства - самый большой в Центральной Азии, построенный из кирпича.




На этом наша экскурсия закончилась, уставшие и полные впечатлений мы выдвинулись в аэропорт, где по приезду нас ожидал квест "съесть 50 палочек шашлыка и не опоздать на самолет", но это уже совсем другая история, которую будут еще долго помнить все без исключения участники этой поездки ;)


Подводя итог, хочу заметить, что это первый подобного рода проект в развитии внутреннего туризма. В дальнейшем планируются новые маршруты по другим областям, а также туры из регионов в Алматы.

Весь тур в ЮКО с перелетом, автобусом, гидом и едой обойдется в 50000 тенге (примерно 150 USD). Организатор - туроператор Kompas Tour

Tags: Казахстан
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments