Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Домашняя фотолаборатория

Оригинал взят у yason в Домашняя фотолаборатория

Для себя

Требуется много амбиций, интереса и любопытства, чтобы решиться обратиться к традиционным основам фотографии и заняться ручной фотопечатью и обработкой. Однако, я нахожу это крайне полезным в связи с моими исследованиями различных средств самовыражения.

В этом уроке я расскажу в общих чертах о том, что необходимо для создания своей собственной черно-белой фотолаборатории.

Источник фотографии – сайт eHow

Введение

Ручная обработка очень капризна в том смысле, что каждая мелочь может иметь решающее влияние на получаемое изображение. Все переменные (температура воды, длительность экспозиции и т.п.) необходимо принимать в расчет при создании фотографии поскольку малейшее изменение этих элементов может привести к совершенно иным результатам (иногда полезным, но иногда и вредным).

В этом уроке я расскажу о создании собственной черно-белой фотолаборатории. Имейте в виду, что всё, о чём я буду говорить, относится только к черно-белому процессу, а не к цветному поскольку цветной имеет слишком много отличий и особенностей.

Процесс

То, что происходит в фотолаборатории можно разделить на 2 фазы: экспонирование и обработка. Во время экспонирования вы переводите ваши изображения на бумагу в основном с использованием света, «прожигающего» детали изображения на листе фотобумаги. Однако, после того как фотобумага будет экспонирована, детали все еще остаются невидимыми для невооруженного взгляда и для их обнаружения существует второй этап – обработка.

Отпечаток появляется в результате ряда химических реакций, а фаза обработки служит для того, чтобы эти реакции запустить и контролировать. Можете представить это себе как сборочный конвейер, на остановках которого происходят отдельные операции по созданию фотографии.

Черно-белый процесс делится на 4 стадии.

Отпечаток должен пройти через проявитель (чтобы появились детали изображения), стоп-ванну (чтобы остановить работу проявителя), закрепитель (чтобы окончательно «зафиксировать» изображение в его текущем состоянии) и, наконец, промывку в воде (чтобы удалить последние остатки химических веществ, способных в будущем изменить ваше изображение). Не волнуйтесь если вы не всё поняли – я расскажу о каждом из процессов подробнее дальше по ходу урока.

Обустройство фотолаборатории

Создать свою собственную фотолабораторию не так уж и сложно. Комната должна быть светонепроницаемой, поскольку неэкспонированные фотобумага и пленка чувствительны к свету. И если они подвергнутся даже кратковременному воздействию света – ваши изображения будут испорчены или сильно повреждены.

Чтобы убедиться в том, что ваша комната защищена от света – закройте дверь и выключите свет, а затем проверьте, нет ли каких-либо, даже самых слабых признаков проникающего в комнату света. Если они есть – используйте полотенце, черную пленку или клейкую ленту чтобы блокировать проникающий свет.

Свободный доступ к проточной воде необходим для приготовления растворов реактивов и промывки отпечатков. Вам придется периодически менять вашу промывочную воду, чтобы избежать загрязнения отпечатков или химических растворов, поскольку фиксаж, попадающий в последнюю кювету может концентрироваться там настолько, что это станет губительным для только что обработанных изображений.

Оборудование, необходимое для вашей фотолаборатории:

Кюветы

Их размер зависит от размеров отпечатков, которые вы собираетесь печатать. И вам потребуется как минимум 4 фотокюветы. В каждой кювете будет находиться свой раствор, необходимый в процессе обработки отпечатка.

Фотофонарь

Фотофонарь используется в фотолаборатории при работе с неэскпонированными или необработанными фотоматериалами. Он дает коричневое или темно-красное освещение, так что вы сможете что-то видеть во время работы.

Если вы новичок, вашим глазам может потребоваться немного времени чтобы приспособиться. Красную лампу в принципе можно установить в любой светильник и разместить в любом легкодоступном месте.

Фотопинцеты

Третье, что вам понадобится – это 4 щипцов или пинцетов – для каждой кюветы, чтобы иметь возможность переворачивать отпечатки и перекладывать их из кюветы в кювету.  Следует избегать контакта реактивов с вашей кожей, чтобы защитить себя от проблем со здоровьем.

Фотоувеличитель

Наконец, вам потребуется приобрести фотоувеличитель.

Это устройство используется для создания увеличенных изображений с ваших негативов, которые проецируются в нужном вам размере на фотобумагу. Если у вас есть возможность приобрести увеличитель по доступной цене – не упускайте её. Если нет - это не конец света. Иметь свой увеличитель – это плюс, но можно и без него экспонировать и создавать отпечатки. Остается возможность создания визуально привлекательных изображений без увеличителя (имеются в виду разные варианты контактной печати).

Реактивы, которые вам понадобятся – это чёрно-белый проявитель для бумаги, стоп-ванна и фиксаж.

Источники фотографий  First Call Photographic, niobo, и HARMAN express

Проявитель ответственен за проявление изображения на экспонированной фотобумаге. Во время проявления вы можете наблюдать, как изображение медленно проступает на пустом листе фотобумаги. Это довольно-таки завораживающее зрелище.

Стоп-ванна отвечает за остановку процесса проявления. Если проявление будет продолжаться слишком долго – изображение станет слишком темным вплоть до совсем черного, так что необходимо остановить процесс проявления и промыть отпечаток от проявителя.

Есть несколько вариантов стоп-ванны. Один из вариантов – покупка уксусной кислоты, которая является высококонцентрированным вариантом обычного уксуса.

Источник фотографии - John Penny Restoration Ltd

Наиболее дешевым вариантом будет покупка бутылки уксусной эссенции в бакалее. Смесь примерно 1/8 чашки (от переводчика: американская чашка соответствует 0,237 л, а конечная цель смешивания – получить 2% уксус) этого уксуса с примерно 950 мл воды можно использовать в качестве стоп-ванны.

Источник фотографии – eHow.

Как вариант – вы можете приобрести готовую бутылку стоп-ванны. Как правило – это недорого.

Наконец, фиксаж, который имеет важное значение в процессе обработки, так как «фиксирует» изображение в его конечном виде, позволяя фотографии находиться на свету как готовый продукт. Если фотография будет использоваться без фиксажа, даже после проявителя и стоп-ванны, изображение может затуманиваться или стать полностью черным. Фиксаж можно приобрести в любом специализированном фотомагазине. Внимательно читайте инструкцию по разведению и использованию фиксажа на этикетке.

Заведите себе три большие стеклянные банки для хранения готовых фото-растворов после завершения печати поскольку они могут быть сохранены и использованы повторно еще несколько раз.

И последнее что понадобится – чёрно-белая фотобумага, которую также можно приобрести в специализированных фотомагазинах или онлайн-магазинах.

Источник - Ilford Photo

Она поставляется различных размеров и марок. Также вы можете приобрести специальную тонированную бумагу для получения эффекта сепии при печати (старомодно выглядящие фотоснимки с коричневатым или желтоватым оттенком).

Не забудьте подписать кюветы и пинцеты в соответствии с тем, для каких растворов они используются если вы не хотите загрязнить ваши растворы или бумагу.

Если произойдет загрязнение – на ваших отпечатках могут появиться коричневые или желтые пятна, наподобие этих:

Это не только неприятно выглядит, но и ухудшает сохранность отпечатков. Кюветы следует разместить в следующем порядке: проявитель, стоп-ванна, закрепитель и промывка. Некоторые предпочитают использовать пять кювет либо со второй стоп-ванной, либо со вторым фиксажем. Это вопрос личных предпочтений и не принципиально.

Покупка оборудования

Большинство, если не всё необходимое для фотолаборатории оборудование, может быть найдено в специализированных фотомагазинах.  Однако с тех пор, как цифровая фотография захватила мир, может показаться несколько сложным найти то, что вам нужно.

Я всегда прибегаю к возможности взаимопомощи, использую EBay и газеты с объявлениями. Вы будете удивлены тому, сколько людей готовы, практически бесплатно, отдать свое оборудование.  Что касается фотохимии и фотобумаги - в фотомагазинах найдется то, что вы ищите. Для смешивания растворов вам понадобятся две воронки (одна с пометкой для проявителя, другая – для фиксажа), бутыль для воды с размеченными рисками объема на ней (её следует использовать только для воды) и три измерительных мензурки для отмеривания реактивов. Их лучше иметь больших объемов вплоть до литра.

Источник изображения – Rapid

Наконец, вам потребуется таймер чтобы вы могли отмерять время на обработку каждого отпечатка в каждой кювете. Теперь вы хорошо экипированы!

Размещение оборудования

Если вам, как и мне повезет превратить вашу тесную ванную комнату в полноценную фотолабораторию – вы можете разместиться в ней. В противном случае, подойдет любое просторное помещение. Держите необработанные фотоматериалы в сухом месте, достаточно далеко от фотохимии. Красный фонарь должен располагаться в сухом легкодоступном месте. Тоже относится и к увеличителю.

Основные проблемы и трудности

Если вы не можете найти комнату с проточной водой, не расстраивайтесь. Доступ к проточной воде где-нибудь поблизости от лаборатории – достаточное условие для успешного продолжения ваших печатных начинаний.

Помните о необходимости периодически менять воду в промывочной кювете и всегда мойте руки после контакта с фотохимией. Это не только предотвратит появление пятен от химического загрязнения на отпечатках, но и обезопасит вас от возможных проблем со здоровьем. Держите всё в чистоте и сухости насколько это возможно, тщательно мойте кюветы и пинцеты после каждой печатной сессии.

Экспериментируйте, получайте удовольствие и вскоре вы определите свои собственные ритм и порядок в работе фотолаборатории. Вас это быстро захватит!

Автор: Deborah Kanfer


Tags: история фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment