Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Москва железнодорожная. Часть I, паровозная

Оригинал взят у kitv в Москва железнодорожная. Часть I, паровозная

Разумеется Вы слышали о железнодорожном музее на Рижском вокзале в Москве! И скорее всего бывали здесь. Бывал и я правда достаточно давно, так что пришло время оживить впечатления. А если Вы здесь никогда не были, то я расскажу Вам подробно об его экспонатах! Формально, выставочная площадка называется музеем железнодорожной техники московской железной дороги. Сегодня здесь расположено более 70-ти крупных объектов железнодорожной техники.


01. У самого входа стоит легендарная "овечка", или паровоз серии О (в) "основной грузовой паровоз". С 1897 по 1929 годы было построено 9120 (!) паровозов различной модификации. Эта серия эксплуатировалась до 1960-х годов.  


02. Конкретно этот паровоз был построен в Брянске в 1903 году. Однако 112 лет! Работал на Московско-Курской, Нижегородской и других железных дорогах России. 


03. Признаться я был поражен географией эксплуатации конкретных паровозов: От Одессы до Владивостока, и от Мурманска до Ташкента.        


04. Практически на всех паровозах расположен герб СССР, помню имеено такой, яркий на электричках и железнодорожных вагонах.


05. Паровозы серии "Э" строились с 1912 по 1957 годы, практически на всех паровозостроительных заводах СССР. Всего было построено более 11 тысяч локомотивов, и это абсолютный мировой рекорд! 


06. Эксплуатационная скорость до 65 км/час, мощность 1400 л.с. (для сравнения "овечка" развивал скорость до 55, а мощность 600 л.с.)


07. Так что - это настоящая рабочая лошадь. Этот паровоз был построен в Харькове в 1935 году. Работал на Ташкентской и Московско - Рязанской железных дорогах.


08.Пассажирский паровоз серии "Су" (Сормовской усиленный). Строились с 1925 по 1951 и использовались в основном как пассажирские паровозы (развивал скорость до 115 км/час). Всего было построено 2684 экземпляра. Интересна история долгой жизни Су 214-10: Построенный Коломенским машиностроительным заводом в 1938 году, работал на Ташкентской, Молдавской, Юго-Восточной железных дорогах до 1975 года!  После списания из парка МПС, использовался в качестве котельной на заводе железобетонных конструкций в подмосковной Ивантеевке. А в 1982 году его установили на постаменте в депо Москва-Киевская, как памятник истории техники, где он и простоял до 2009 года.         


09. Грузовой паровоз серии "ФД" (Феликс Дзержинский). На момент создания серии в 1930 году - был самым мощным серийным грузовым локомотивом в Европе. Развивал скорость до 85 км/час, максимальная мощность 3100 л.с. Всего, в период с 1931 по 1941 годы было выпущено 3211 паровозов ФД.  Представленный здесь экземпляр был построен в 1941 году, и использовался на Свердловской, Южно-Уральской и Московско-Киевской железных дорогах до 1960-х годов. 


10. Есть что-то ускользающее во всех этих громадинах. Когда-то ведь с ними ассоциировались такие понятия как прогресс, современность, будущее... Да... Я не застал в своем детстве (родился в 1978 году) использование паровозов на железных дорогах. Но мои родители хорошо помнят этих шумных монстров, а мои дедушки и бабушки по всей видимости именно с ними связывали "венец технического прогресса"...       


11. Паровоз подобно мне, рожденный в СССР. Помню у меня такая же звездочка была на значке октябренка. )


12. Перед нами первый экземпляр, завершающей, наиболее современной серии отечественных пассажирских паровозов "П36" 


13. Ну не красавец ли? Развивал скорость до 125 км/час!  Длина паровоза с тендером почти 30 метров! Максимальная мощность 3000 л.с.


14. Они обслуживали самые скоростные и престижные линии в СССР, например "Красная стрела"(Москва-Ленинград) и "Россия" (Москва-Владивосток). Всего в период с 1950 по 1956 было построено 251 паровоз, который использовался до 1970-х годов. Поэтапно уступая место электровозам, и смещаясь от центра к Дальнему Востоку. Представляете, всего каких-то 10-15 лет, и технический прогресс полностью поменял вектор направления, превратив "венец технического прогресса" в музейный экспонат.


15. Серия СО "Серго Орджоникидзе". Грузовой паровоз, построенный в 1947 году на Ворошиловоградском (Луганском) заводе (серия строилась с 1934-1951 годы, всего построено 3049 локомотивов). Работал на Северо-Донецкой, Южной и Московской железных дорогах до 1964 года.    


16. А это серия ТЭ, "Трофейный, эквивалентный серии Э",  разработанная в Германии во время Второй мировой войны, как военный локомотив. Более 2000 таких паровозов поступило в СССР после войны в качестве трофейных. Использовались в основном как грузовые (иногда пассажирские) на западе СССР. ТЭ-5415 был построен в 1943 году, на заводе "Фердинанд Шихау" в Польше. В СССР работал в Литовской, Балтийской и Московской железных дорогах.  


17. Раз уж мы заговорили об иностранном производстве, - серия Е(а) "американский", или ленд-лизовский. Е(а)-2450 был построен в 1944 в Филадельфии, США.  Работал в качестве грузового локомотива на Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах СССР. Технические данные: Скорость - 70 км/час, мощность - 2080 л.с.    


18. Наверное пришло время поговорить немного о пассажирских вагонах.


19. Самый ранний из представленных в музее, построен в Венгрии в 1920-е годы, пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами.  


20. Поступил в СССР как трофейный после войны. Стилизован под вагон третьего класса западных стран.


21. Немного посолиднее, плацкартный вагон, построенный в 1931 году на Ленинградском вагоностроительном заводе  им Егорова. Во время войны был переоборудован в вагон-кухню для использования в санитарных поездах. 


22. Первый послевоенный паровоз серии П "Победа", построенный в 1945 году.


23. Красивый конечно. Использовался в качестве грузового паровоза на Московско-Рязанской, Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах.


24. По сути однотипный (серии П), паровоз но уже серии Л (названный в честь главного конструктора Коломенского машиностроительного завода Л.С. Лебедянского). Самый распространенный послевоенный паровоз, в основном использовался в качестве грузового локомотива. Л-2342 был построен в 1954 году и использовался на Южно-Уральской и Московской железных дорогах.    


Вы еще не устали от паровозов? Осталось немного... )

25. Серия Э(р) "реконструированный" - последняя модификация грузовых паровозов знакомой нам уже серии Э.

26.Строились по заказу СССР с 1946 по 1957 годы на заводах в Польше, Румынии и Венгрии. Всего было выпущено 2716 паровозов.  Долгожители, кое-где работали до 1985 года.  


27. Этот образец, был построен в 1949 году и работал на Северной, Печерской, Горьковской, Московско-Курско-Донбасской железных дорогах.   


28.Маленький, по сути маневровый промышленный паровоз серии 9П. Эта серия использовалась на вывозной и маневровой работе в промышленности, на станциях, в депо и т.д. Строились с 1936 по 1953 годы. Скорость всего 35 км/час, мощность -320 л.с.  Работал в локомотивном депо Рославль, в Смоленской области.   


29. Ну и последний на сегодня, паровоз серии ЛВ "Лебедянский, Ворошиловоградский" - самой совершенной серии грузовых паровозов выпущенных в СССР.  


30. Выпускались в период с 1955 по 1956 годы. За два года было построено не много не мало - 522 локомотива! Работали до 1970-х, и были выведены из состава МПС далеко не исчерпав своего ресурса. Что тут сказать? Красивый паровоз! Сколько таких стоит и ржавеет на просторах бывшего СССР? Сам видел недалеко от Котласа на Северной железной дороге. Жаль? Да в общем нет, жизнь продолжается, технический прогресс идет дальше. А сохранившимся паровозам - самое подходящее место в музеях. Побольше бы таких площадок, для знакомства с техникой которая возила наших родителей и прародителей.  


31. Эпоха тепловозов и электровозов пришла на смену паровозной тяге. Но об этом поговорим завтра. )


Ну как? Понравилось? ПРОДОЛЖЕНИЕ: От пара к дизелю и электричеству

Tags: железные дороги, музей ж.д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments