Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

Гностика в метафизике Аристотеля или зачем нужно знать философию Аристотеля.

Оригинал взят у pavelkapustin в Гностика в метафизике Аристотеля или зачем нужно знать философию Аристотеля.




В рамках языческого  мировоззрения  возникла концепция избранности. Вслед за Платоном  концептуальное обоснование антропологического неравенства взялся разрабатывать  Аристотель.

Рабство в древнем мире

Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…

(Михаил Лермонтов, “Умирающий гладиатор
”)

Античная цивилизация основывалась на рабстве (известно, что в Древнем Шумере уже существовал институт рабства).

Труд рабов использовался для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы занимались физическим трудом в каменоломнях, на мельницах, в полях, в домашнем хозяйстве.

Короче говоря, с рабами что хотели, то и делали. К примеру, для того, чтобы мухи не докучали фараону Пепи II, возле него всегда находились несколько рабов, обмазанных медом, которые “отвлекали” на себя назойливых насекомых.

Рабы часто предназначались для плотских утех своих хозяев, так как изнасилование господином своих рабов рассматривалось как пользование личным имуществом. Об этом характерно высказывается Гораций в “Сатирах” (заметьте, что бисексуальность для древнего язычника была нормой):

Когда же ты весь разгорелся и если
Есть под рукою рабыня иль отрок, на коих тотчас же
Можешь напасть, ужель предпочтешь ты от похоти лопнуть?

Рабов использовали и для сексуального бизнеса, то есть отправляли их заниматься проституцией. В публичных домах Древнего Рима большая часть проституток и проститутов были рабами, которых привозили из покоренных стран Европы, Северной Африки и Азии (владельцами борделей были обычно представители высших слоев общества. Это был весьма прибыльный бизнес).

Попасть в рабство было довольно просто. Могли, к примеру, продать в рабство члена семьи, если деньжат не хватало. Одна из таких историй описана в Ветхом Завете, это история про Иосифа Прекрасного. Братики, которым не хватало на пиво, загнали его за 20 сребренников купцам, а те перепродали Иосифа с более высокой маржой в Египте.






В Древнем Шумере продавать в рабство своих детей было обычной практикой (до нашего времени сохранились документы, в которых записывались условия такого рода сделок). Особо популярно было продавать дочерей.

Развитию рабства способствовала долговая кабала. Бедняки, беря ссуду у богачей (чаще всего зерном), нередко не могли вернуть ссуду в срок и становились рабами заимодавца.

Однако основную массу рабов давали войны, которые постоянно вели между собой сперва родоплеменные союзы, а затем и государства.

На рабов смотрели как на вещи или скот, считая их по штукам или, так сказать, по поголовью. Раб считался частной собственностью своего хозяина (на языке римского права - res, т. е. вещь) - так же как земля, скот, жилище и орудия труда.

Как раз близко к тому периоду, когда жил Аристотель, древнегреческий писатель Афиней писал, что в  312 г. до н.э. на  21 тысячу граждан Афин приходились 400 тысяч рабов. То есть небольшое сообщество граждан полиса находилось в тесном окружении рабов, которые численно превышали количество граждан в несколько раз.

В Афинах не было почти ни одного семейства, даже и очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. У богатых людей рабов было не менее 50. По словам древнегреческого историка Ксенофонта, в рудниках некоторых граждан работало по 300, 600 и даже 1000 рабов.

В Древнем Риме то же самое - не иметь ни одного раба было признаком крайней нищеты, даже у самого последнего бедняка была хоть одна, но рабыня.

Богатые люди в Древнем Риме приобретали много рабов для того, чтобы попонтоваться перед знакомыми, это считалось круто. Одни рабы занимались уборкой комнат, другие - гардеробом хозяина, третьи - библиотекой. У хозяйки были свои прислужницы.

При продаже на невольничьих рынках покупателей информировали о качествах товара: ”знает грамоту и многие науки, подходит для обучения философии и чтения стихов на пирах”, “ силач, ест мало, покорный”, “девственница, прекрасно согреет постель".

Рабы, знающие грамоту, обладающие навыком ремесла, молодые женщины и красивые мальчики были самым привлекательным товаром.

Для занятий земледелием и ремеслом также требовались соответствующие рабы-специалисты. Рабами могли быть учителя, актёры, литераторы, гладиаторы (при раскопках гладиаторской школы в Помпеях были обнаружены скелеты в кандалах, найдены колодки и оковы).

Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. На рабов надевали ошейники с именами владельцев, выжигали на их телах метки, клейма, часто заковывали в цепи, которые не снимали и во время работ. Хозяин мог сделать с рабом все, что хотел – обменять, продать, избить, наказать за провинности смертью.

Считалось, что раб понимает только строгость и силу. Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины рабов ожидали розги, бич, колесование, казнь на кресте (распятие считалось позорной казнью. Распятый погибал долго и мучительно, в основном от асфиксии, когда под тяжестью тела уже невозможно было дышать).

К смертной казни приговаривали по самым пустым поводам, за разбитую вазу могли бросить провинившегося раба на съедение муренам, бросить в колодец или в печь, уморить на вилах, на кресте, сжечь в просмоленном платье. По отношению к рабу произвол господина ничем не был ограничен.

Описывая наказания, которым хозяин мог подвергнуть раба, герой одной из комедий Аристофана говорит: “Плетями бей, души, дави, на дыбу вздёрни, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на брюхо. Можешь все”.

Что касается моральной стороны, то сначала оправдывали и освящали существовавшее неравенство жрецы; а затем к этому делу подключились философы  - вроде Платона и Аристотеля.

Таким образом реализовывалась связь между языческим институтом жречества цивилизации “Египет-Вавилон” и известными философами Древней Греции. Особое место в  интеллектуальной смычке с языческой парадигмой “Египет-Вавилон” занимают тексты Аристотеля.

Аристотель

Аристотель - философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского.

Аристотель происходил из рода потомственных придворных лекарей, называющих себя Асклепиадами (семья Аристотеля основателем своего рода считала бога Асклепия). Отец Аристотеля - Никомах - был врачом македонского царя Аминты III (это дед Александра Македонского).

Никомах дал сыну хорошее образование, Аристотель изучал биологию, медицину, философию и прочие науки. Когда Аристотелю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона.

Интересно, что современники, говоря об Аристотеле, всегда упоминали о его неказистой внешности. Действительно, внешность Аристотеля, в отличие от импозантной внешности Платона, можно описать русской народной пословицей “ни кожи, ни рожи”.

Зная о своей непрезентабельной внешности, Аристотель тратил огромные средства на одежду и драгоценности. Аристотель любил эпатировать публику, например, он экспериментировал с волосами - носил очень смелые стрижки (это страшно бесило Платона, учителя Аристотеля).

Вообще Платон не одобрял хипповастый внешний вид и вызывающие манеры Аристотеля, что служило поводом для весьма серьезных конфликтов между ними.

После смерти отца Аристотель унаследовал значительное состояние - многочисленные поместья в разных уголках страны и дома в разных городах.

Аристотель и Александр Македонский

Через отца (который дружил с царем Аминтой III), Аристотель находился в дружеских отношениях с Филиппом Македонским, сыном царя.

Позже Филипп Македонский предложил Аристотелю стать наставником своего сына Александра (за это Аристотель получил огромное денежное вознаграждение).

Аристотель преподавал юному Александру Македонскому философию, этику, науку о государстве; вел с учеником беседы на различные темы. Одной из таких тем, как гласит предание, была тема физической любви к женщине.

Вроде бы как раз в тот период Александр Македонский уделял повышенное внимание некой гетере Филлиде. Аристотель предостерегал своего ученика от излишнего увлечения женским полом, объясняя, что женщины нужны лишь для продолжения рода, но не более, поскольку "женщина есть низшее существо, импотентное животное, пассивный сосуд для мужского жара”.

Причем сам Аристотель не пропускал случая  запустить свой жар в какой-либо пассивный сосуд. Одна из версий гласит, что воспользовавшись этим, злопамятная Филлида решила отомстить слишком умному философу, между делом уговорив Аристотеля поиграть в “лошадки”. Она взнуздала Аристотеля и, натянув вожжи и погоняя кнутом свою “лошадку”, прокатилась с ветерком мимо Александра Македонского, изумленного столь шокирующим зрелищем.

Эта история впоследствии стала источником творческого вдохновения для многих художников и популярным сюжетом в живописи. Существет много художественных произведений на тему “Аристотель и Филлида”:

Аристотель был посвящен в Элевсинские мистерии и помимо прочего, передавал Александру тайные, мистические знания - те, которые позже стали называть “гнозисом”.

На этой почве между учителем и учеником вышла размолвка, так как Аристотель намекнул в своих трудах на некоторые тайны, а именно на определенные технологии, с помощью которых посвящаемых вводили в экстатическое состояние.

Как посвященный, Аристотель не имел права говорить об этом, и вот какое письмо написал ему Александр Македонский по этому поводу: “Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров.”

То есть по мистериальной модели (Египет/Вавилон – Древняя Греция) правящая элита легитимировала свое господство особой мистической связью с высшими силами – о чем и напоминает Аристотелю Александр Македонский.

Вообще отношения между Аристотелем и Александром Македонским со временем ухудшились, в основном по вине Александра: взрослея, Александр Македонский становился все более подозрительным, истеричным, жестоким.

При Александре находился племянник Аристотеля Каллисфен, который выполнял обязанности историографа царя, описывая его военные подвиги и т.д.

Кто-то из окружения оговорил Каллисфена, или Александр Македонский сам задумал избавиться от него, неизвестно; но Каллисфена обвинили в заговоре против царя, пытали и казнили.

Когда же внезапно умер Александр Македонский, поползли слухи, что к его смерти имеет отношение Аристотель - в отместку за убийство племянника. Якобы Александр Великий был отравлен своим полководцем Антипатром, давшим ему яд, приготовленный Аристотелем.

Гипотеза об отравлении Александра до сих пор не доказана и не опровергнута, хотя в момент смерти “ни у кого не возникало подозрения, что Александра отравили” (Плутарх).

Аристотель пережил Александра всего на один год, существует версия, что он покончил жизнь самоубийством, приняв яд аконит (об этом, в частности, писал Диоген Лаэртский).

Аристотелевская концепция рабства

Модель раба и господина

Напомню, что Платон, учитель Аристотеля, утверждал, что у человека есть душа, которая состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей. Душа человека по Платону:

В каждом человеке, по Платону, преобладает только одная какая-то часть души – есть люди, у которых преобладает разумная часть души, есть люди, у которых преобладает волевая часть души и есть люди, у которых преобладает вожделеющая часть души. И те люди, у кого преобладает разумная часть души, по Платону, призваны господствовать.

А теперь смотрите, как Аристотель развивает философскую гностическую традицию, уже намеченную Платоном.

Аристотель критикует Платона за деление души на части и доказывает единство души. По Аристотелю, душа не состоит из трех частей, а целостна.

Согласно Аристотелю, душа неразрывно связана с телом. И так как всякое живое существо (люди, животные, растения) состоят из тела и души, то существуют и три вида души – для людей, для животных и для растений.

Итак, по Аристотелю существует три вида души – человеческая, животная и растительная. Различаются они по определенным критериям.
Главный критерий человеческой души - способность мыслить, то есть человеческая душа - разумная. Разумная душа бывает только у людей.

Животная душа не разумная, ее главный критерий- способность осязать.

Растительная душа также не разумная, ее главный критерий - способность к питанию.

Дальше. Согласно Аристотелю, природа устроена по модели господина и раба, то есть кто-то господствует, а кто-то подчиняется.

Люди и не люди

Если следовать логике Аристотеля, людьми являются только те живые существа, которые обладают разумной душой.

При этом существуют такие живые существа, которые внешне выглядят как люди, но разумной душой они не обладают. Следовательно, они не люди. А имя им – рабы.

Вообще в вопросе о рабах Аристотель начинает вилять. Судя по его работам (да и по его поступкам) Аристотель прекрасно понимает, что рабы – те же люди. Но - Платон и Аристотель, кроме того, что сами было рабовладельцы, жили в эпоху внутреннего разложения Афин и отчаянно искали ответ на вопрос, каким образом можно спасти систему (рабовладельческую, разумеется).

Когда Платон создавал свою концепцию идеальной системы (а под таковой он понимал систему, которая всегда бы существовала в застывшем виде, без исторического развития), то основой такой системы подразумевался рабский труд. Собственно, Платон, говоря современным языком, идеологически обслуживал интересы рабовладельцев.

Как и Платон, Аристотель набрасывает проект идеального государства, основанного на рабовладении.

Как и для Платона, для Аристотеля идеальная система эта та, которая может существовать в раз и навсегда заданном виде. В этой системе, согласно модели господина и раба, одни господствуют, а другие подчиняются.

Если рабство является продуктом общества, смекает Аристотель, то такая система несправедливого бытия будет неустойчивой.

А вот если рабство является продуктом природы, то тогда все справедливо и система может существовать в неизменном виде.

Додумавшись до этого, Аристотель обосновывает рабство как необходимое и вечное явление: оказывается, есть от природы люди и есть от природы рабы. Ибо природа устроена так, что мыслить может только человек, а остальные создания природы этой функции лишены. Человек посредством своего интеллекта знает, как и кого определить в рабы.

Кроме того, организм человека не способен к тяжелым физическим  нагрузкам, а организм раба – способен.

Поэтому рабам природой суждено быть “говорящими орудиями” хозяина, наряду с “молчащими орудиями” - топором, молотом и прочее, и “мычащими орудиями” - рабочим скотом. “Раб есть наилучший вид собственности и наиболее совершенное из всех орудий”, - говорил Аристотель.

Аристотель доходит до того, что утверждает, будто рабу полезно быть рабом: “одному полезно быть рабом, а другому - господином”.

Короче говоря, от природы каждый счастлив по-своему (как говорил Цицерон, “каждому - свое”: именно этот афоризм нацисты использовали в качестве лозунга над входом в лагерь смерти Бухенвальд).

Таким образом, радуется Аристотель, “cама справедливость требует, чтобы природные рабы служили природным господам”, потому отношения между рабом и господином гармоничны, и господин может даже проявить к рабу некоторую добродушную снисходительность.

Однако дружбы между господином и рабом быть не может, предупреждает Аристотель: “к рабу, поскольку он раб, нельзя питать дружбы”.

Аристотель считал, что рабов должно быть много. При этом добывать рабов надо охотой, по примеру охоты на дичь. Ведь все варвары (то есть не греки) по природе своей – рабы, значит, с варварами не воюют, а на них охотятся. Поэтому война с варварами дело необходимое и благородное: “Такая война по природе своей справедлива”.

Человек – политическое животное

Аристотель был автором концепции, что человек – это политическое животное (или, как еще говорят, социальное животное).

На этом постулате нынешние гностические элиты и хотят легитимировать свое господство.

Антропология, по Аристотелю, приравнивалась к гражданству. Человек = гражданин. Если ты не гражданин, то ты и не человек.

Рабы не считались людьми и не принимали участия в греческой демократии. Но не только рабы! В Древней Греции помимо людей (политес) и не людей (рабы), существовали еще и полу-люди, которые назывались “идиотес”.

Древнегреческие идиотес, то есть идиоты, были не больными людьми в нашем, современном, понимании, а они были не гражданами полиса.

Под категорию этих полу-людей (то есть свободных, но не граждан полиса и потому не вполне умственно полноценных) подпадали, к примеру, метеки (иноземные поселенцы в древнегреческих городах), периэки (это бывшее коренное население на территории Спарты, которое оттеснили к границам Лаконики), на Крите клароны, в Фессалии пенесты и т.д.
Таким образом, народ для Аристотеля это сообщество граждан полиса. Не граждане, то есть не люди (рабы) и полу-люди (метеки всякие) не народ.

Соответственно, не народ от всякого участия в демократии отстранен.

Кстати, по Аристотелю, человек хоть и очеловеченное (разум, гражданин) – но животное. То есть формула человека по Аристотелю такова: Человек = животное + разум + гражданин

Концепция людей и не людей сегодня

Было два митинга, свободных людей и анчоусов. И должна сказать, что стратегия Кремля победила - анчоусов было больше. Анчоусов в России оказалось больше, чем свободных людей. (Юлия Латынина)

Несмотря на огромные философские заслуги Платона и Аристотеля, их мысль имела пороки, оказавшиеся бесконечно вредными. По существу, Платон и Аристотель с их концепцией антропологического неравенства явились философской предтечей фашизма.

Именно у них Гитлер почерпнул концепцию антропологического неравенства (как и концепцию “идеального государства “ и многое другое, к примеру, идею эвтаназии).

На основе языческих философских построений гитлеровские нацисты ввели категории “высшая и низшая раса”. “Лишь представители высших рас являются создателями и носителями высокой культуры. Только они определяют направленность событий. У низших рас нет истории. У них отсутствует способность быть властителями своей судьбы. Этой способностью обладают лишь представители высших рас.” - говорится в брошюре СС "Расовая политика" (1943 год).

Также был введен термин “недочеловек” (унтерменш). Этот термин в брошюре Der Untermensch (1942 год) объясняется по классической платоно - аристотелевской схеме:

“Недочеловек — это биологически на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, ногами, своего рода мозгами, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание. Это лишь подобие человека, с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом, недочеловек. Итак, не все то, что имеет человеческий облик, равно. Горе тому, кто забывает об этом. Помните об этом.”

П.С.

Кстати, впервые идею об особом антропологическом статусе некого “креативного класса” высказал в своей книге “Постчеловечество” не кто иной, как М.Б. Ходорковский.

Согласно великому биологу Ходорковскому, произошло изменение биологического типа человека. Да. Вот так, не больше, и не меньше.

Человечество легким движением чьей-то руки разделилось на “креативных людей” и на “новых варваров”.

Креативные люди это те, кто “способны к творческому труду”. А “в силу качественного роста значения творческого труда это постепенно начинает создавать биологический барьер, преодолеть который, в отличие от социального, почти невозможно”.

Поэтому господин ( а кто же еще, не раб же) Ходорковский объявляет “креативный класс”  – “новой расой” (привет от господина Гитлера!).

Остальное человечество Ходорковский называет “новыми варварами” (рабами, то есть, по  Аристотелю. Кому надо, тот понимает, - потирает ладошки Ходор.)
В России с целью расчеловечивания большинства использовали мем “анчоусы” (в мягком варианте - “бюджетники”), так что “титушки” – это калька с ”анчоусов”.

“Анчоусам” в России  был противопоставлен “креативный класс” - “просвещенное меньшинство”, в силу своего великого интеллекта только и являющееся “народом”.

Что же касается “анчоусов” (они же “бюджетники”), то демократия не должна распространяться на не людей: “анчоусов” просто предлагается лишить избирательного права и вычеркнуть из сообщества под названием народ.

Таким образом фашисты пытаются расчеловечить социум и легитимировать  присвоенное ими право попирать мнение большинства. Ведь большинство для фашистов – это какие-то анчоусы и титушки (существа с неразумной душой, по Платону и Аристотелю); и эти существа не имеют права определять свою судьбу сами.
Оригинал взят у http://uehlsh.livejournal.com/466751.html







Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments