Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Category:

Историко-археологический музей в селе Юдиново, Брянская область

Оригинал взят у nashenasledie в Историко-археологический музей в селе Юдиново, Брянская область
kirill_moiseev: Историко-археологический музей в селе Юдиново, Брянская область ... Россия

1) Единственный в мире написанный с натуры портрет Юрия Гагарина и одна из трёх в мире палеолитических стоянок кроманьонца возрастом в 15000 лет- всё это находится в селе Юдиново Погарского района Брянской области. В основанный местным сельским учителем истории музей за 30 лет его существования приезжали путешественник-исследователь Юрий Сенкевич, туристы и учёные-археологи из 80 стран мира.
IMG_1669.jpeg

2) Впервые о палеолитической стоянке в этом месте я услышал от директора школы, когда работал учителем в селе Малая Топаль в прошлом году до отъезда в Ирак. С тех пор посещение этого места было среди главных приоритетов в путешествиях по родной Брянской области, куда я добрался вчера. Теперь можно будет внести дополнение в собственный Путеводитель по Брянской области.
IMG_1670.jpeg

3) Но, обо всём по порядку. Первое упоминание о селе относится к 1445 году из Жалованной грамоты литовского князя Казимира князю Ивану Кромскому о получении во владении сёл Жилино, Даюдино в Брянской повете (административно-территориальная единица в Великом княжестве Литовском и позднее в Речи Посполитой). Со 2 половины XVII века до 1781 году входило в состав Бакланской сотни Стародубского полка (территориальная единица времён существования Гетманщины). Численность населения села на данный момент- 850 человек при максимальной численности в 1450 жителей в 1926 году.

IMG_1784.jpeg

4) Сам музейный комплекс состоит из краеведческого музея, посвящённого истории села, картинной галереи и палеолитической стоянки. Всё началось в 1934 году, когда местный крестьянин при рытье погреба откопал кость неизвестного происхождения, затем отдал местному школьному учителю, который отвёз находку в райцентр показать специалистам. Выяснилась, что кость принадлежала мамонту возрастом 15000 лет. Позднее Ю́диновская палеолитическая стоянка стала известна всему миру в 1947 году, благодаря публикациям её первооткрывателя белорусского учёного Константина Поликарповича (1889-1963).

IMG_1740.jpeg

5) Краеведческий музей в Юдинове создавался одновременно с поисками остатков костных жилищ кроманьонцев, открыт для посетителей в 1985 году. Отличительная черта этого музея — он исключительно самодеятельный. Планировку экспозиционных залов, создание экспозиций и всех элементов оформления выполнены без привлечения специалистов силами учащихся местной школы под руководством учителя истории Леонида Гришина.

IMG_1778.jpeg

6) Мне очень повезло воочию увидеть этого человека, немного поговорить с ним. Это мой коллега, школьный учитель истории, создатель музея и участник международных археологических раскопок. Леонид Гришин родился в 1939 году в этом селе, в 1944 году лишился отца, погибшего на фронте. В 1972 году стал учителем истории местной Юдиновской сельской школы будучи директором сельского Дома Культуры.

У этого человека есть собственное стихотворение "Провинция"

Может просто дурная традиция,
Но не чья-то лихая вина,
Что всегда захолустье, провинция-
Моей родины имена.
Ну, а мы тут не лыками шитые,
И не лаптем хлебаем борщи.
Все обутые мы все и умытые.
Мой костюмчик по моде был сшит.
Я вины своей не просчитывал,
За что жизнь всю в глуши коротал,
Я не только газетки почитывал,
Диалектику здесь постигал!
Нет, не ссыльные мы и не узники.
Да простит нас Господь за грехи!
Как умеем-играем музыки,
Как умеем-слагаем стихи.
Пусть не в праздности и не в сытости
Мы живём как и наши отцы.
Мы тут сами себе знаменитости,
Захолустной культуры творцы!
Ах, глубинка моя, ширь великая!
Святорусская сторона!
Здесь иконными, строгими ликами
Смотрит в душу моя старина.
Но никак не поймут те правители,
Что решают за нас все дела,
Как с тебя, захолустье, провинция,
Сама мать-Россия пошла.
Ты века хлебом-солью делилася
И умела обиды прощать.
Только в чём, перед кем провинилася
Никому никогда не понять...
IMG_1761.jpeg

7) Личные вещи белорусского учёного Константина Поликарповича, основоположника изучения каменного века на территории Верхнего Поднепровья (на реках Днепр, Десна и Припять). Родился в 1889 году в семье священника в Могилёвской губернии. Закончил Могилёвское духовное училище, Могилёвскую духовную семинарию, работал учителем церковно-приходской школы. Все свое свободное время отдавал изучению археологической литературы, проводил полевые археологические исследования. В 1923 году поступил на работу в Гомельское губернское бюро краеведения. С 1929 года-научный сотрудник в Академии Наук БССР. С 1941—1944 гг. в эвакуации в Казахстане, где работал в геологической экспедиции и одновременно обследовал археологические памятники; там открыл свыше 30 стоянок эпохи мезолита, неолита и бронзового века.С 1946 году возглавляет сектор археологии Института Истории Белорусской Академии Наук.


IMG_1773.jpeg

8) Сам К. Поликарпович женился на местной юдиновской крестьянке, прожил несколько лет в этом селе.

IMG_1771.jpeg

9) Его личные документы.
IMG_1769.jpeg

10) Кости мамонта.
На базе этого музея в 1989 году проходил советско-американский симпозиум по палеолиту. Представители 10 университетов США вместе с учеными СССР и Великобритании обсуждали проблемы изучения глубокой древности. Музей стал участником международных конференций, сюда приезжают ученые Франции, Бельгии, Канады, стран ближнего зарубежья.

IMG_1777.jpeg

11)
IMG_1776.jpeg

12) Зубы и челюсть мамонта возрастом в 15000 лет. Зубы мамонтов в процессе пережевывания пищи стирались, выпадали и замещались последующим. В период замены одного зуба другим в ротовой полости мамонта могли одновременно находиться до восьми жевательных зубов: по два зуба в каждой половине челюсти – наверху и внизу. Такие смены зубов происходили в течение жизни пять раз в определенные периоды.
IMG_1772.jpeg

13)
IMG_1774.jpeg

14) Внизу - рог вымершей первобытной коровы, тура, прародителя современного крупно-рогатого скота ворастов в 120,000 лет. Один из древнейших экземпляров музея.
Вверху - зуб вымершего вида мамонта также возрастом в 120,000 лет.

IMG_1775.jpeg

15)
IMG_1768.jpeg

16) Воссозданная комната дореволюционного крестьянского дома. В середине снимка рядом с прялкой находится стоечка для ребёнка, куда помещали 6 месячного ребёнка, что помогало ему учиться ходить.

IMG_1767.jpeg

17) Образец женского платья конца XIX века. Повторюсь, что вся экспозиция собрана жителями села.

IMG_1781.jpeg

18) Рушники конца XIX столетия, переданные селянами в дар музею. Рушник- это полотенце из домотканого холста, предмет народной культуры, характерный для Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Польши и России. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию.
Все рушники характерны именно для этого села.


IMG_1770.jpeg

19) Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение.

После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси. Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались такие исследователи, как академик Б. Рыбаков, Г. Григорьева, Е. Моисеенко.

IMG_1764.jpeg

20) Это хлеб, испечённый одним музейным работников в 1985 году, до сих пор не покрылся плесенью.

IMG_1765.jpeg

21) Первый плуг, поставленный из Германии на только образованный колхоз в Юдиново в начале 30-х гг.

IMG_1762.jpeg

22) Цеп-приспособление для обмолота зерновых культур.

IMG_1759.jpeg

23) Сам музей расположен на месте разрушенного сельского храма в 1929 году. На снимке- остатки церковной утвари бывшей церкви.
IMG_1760.jpeg

24) Примеры Юдиновского ткачества, гончарного и кузнечного ремёсел.

IMG_1766.jpeg

25) Даже кандалы есть, сделанные в этом селе.

IMG_1746.jpeg

26) Далее мы переходим к наиболее трагической части в истории села - периода 2 мировой войны. На фронт в 1941 году ушло 420 человек, треть населения Юдиново, в живых осталось 260 человек. Также есть стенды участников военных конфликтов в Корее, Афганистане и Чечне.

IMG_1763.jpeg

27) Из Юдиново есть 1 герой Советского Союза, Алексей Халецкий 1926-1997 гг., прославившийся во время штурма Кёнигсберга. В возрасте 19 лет в первый день день уничтожил 10 единиц вражеской военной техники, а на следующий день - взял в плен почти 100 немецких солдат.

IMG_1757.jpeg

28) Это список вернувшихся живыми солдат после Великой Отечественной войны.

IMG_1756.jpeg

29) На 70-летнюю годовщину Победы осталось в живых только 2 красноармейца- Николай Митюченко и Егор Беликов.

IMG_1755.jpeg

30) Это не вернувшиеся бойцы из этого села.

IMG_1758.jpeg

31) В Юдиново находится единственный в Брянской области сельский народный театр, который в год ставит 2 новых спектакля. Ещё в селе имеется крупная больница на 75 мест, одна из ведущих медицинских учреждений на Брянщине.

IMG_1752.jpeg

32) А это монеты, которые оставляют на память гости музея, приезжающие в это село.

IMG_1754.jpeg

33) На момент января 2016 года этот краеведческий музей посетили гости из 80 стран мира.

IMG_1749.jpeg

34) Это зал техники вчерашнего дня, экспонаты которого подарены жителями села.

IMG_1753.jpeg

35) Советский пластиночный складной фотоаппарат 1930-1940-х гг. Фотокор, первый советский массовый аппарат, выпущено более 1 млн. экземпляров.

IMG_1739.jpeg

36)
IMG_1748.jpeg

37) "Это линза. И вот, если на эту линзу попадет хоть один волосик, хоть одно пятнышко.
Все! Человек на фотографии... его... его просто нет. Человек просто стирается из истории..."
Из фильма Никиты Михалкова "Солнечный удар".


IMG_1750.jpeg

38) Фотоаппараты уроженцев села, братьев Алексея и Василия Липских.

IMG_1751.jpeg

39)
IMG_1745.jpeg

40)
IMG_1744.jpeg

41) Бывшие киноаппараты из кинотеатра.

IMG_1743.jpeg

42)
IMG_1747.jpeg

43) Образцы кружев супруги брата Алексея Халецкого, Анны Халецкой.В селе она известна как фельдшер-акушер и как мастерица-кружевница.

IMG_1779.jpeg

44)
IMG_1782.jpeg

45)
IMG_1783.jpeg

46)
IMG_1780.jpeg

47) Музей располагает картинной галереей, главной достопримечательностью которой является единственный в мире написанный с натуры портрет Ю.А.Гагарина (автор – заслуж. художник РСФСР А.И.Плотнов). Этот художник подарил картину учителю Леониду Гришину при создании музея.

IMG_1741.jpeg

48) Это кабинет бывшего председателя Юдиновского сельсовета. Михаил Баранок в 1971-1997 гг. возглавлял местный колхоз "Победа". Прежде, чем вы подумаете, что "это совок", скажу - село при нём пережило наивысший расцвет местной экономики, обладая 2800 га сельскохозяйственных угодий, построив детских сад на 140 мест и 117 частных домов для селян. Также этот человек помог организовать музей и проведение археологических раскопок.

IMG_1732.jpeg

49)
IMG_1733.jpeg

50) Это главная достопримечательность музея - один из трёх в мире палеолитических стоянок кроманьонца, аналоги которого есть только в Чехии и Франции. С 1980 года каждое лето сюда приезжают учёные доктор исторических наук Зоя Абрамова и учёный-археолог К. Хлопычев. Глубина этой экспозиции - 2,5 метра, здесь всё оставлено, как есть, никто ничего не трогает. Раскопки проводятся вне этого помещения на площади в 3,5 га.

IMG_1728.jpeg

51) Археологи разбивают место раскопок по квадратам, которое и изучают в течение тёплого периода времени, затем скрывают. Можно увидеть лопатки мамонта, которые обтягивали кожаными ремнями между собой и грузом набрасывали на жилище.

IMG_1729.jpeg

52) Когда археологи вскрыли раскоп, возникла дилемма, восстановить в том виде, в каком была стоянка кроманьонца 15,000 лет назад или оставить всё как. Решили остановиться на втором варианте. Увы, кости мамонта под плотным слоём глинистой почвы очень хорошо чувствуют себя при определённом микроклимате, но сейчас постепенно разрушаются в этом помещении. На создание определённых условий для костей требуются миллионы рублей финансирования, коими средствами музей и село не располагают.

IMG_1730.jpeg

53) Фрагменты зубов мамонта весом в 3 кг.
IMG_1734.jpeg

54) И немного селфи в конце с зубом и косточкой мамонта.
IMG_1660.jpeg IMG_1785.jpeg

______________________

рассказ с любовью о музее, созданном любовью.

Tags: краеведческий музей, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments