Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

ЖЗЛ (ФЛОРИНА ШТЕТТХАЙМЕР. АМЕРИКАНСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ "DOLCE VITA".)

Оригинал взят у parashutov в ЖЗЛ (ФЛОРИНА ШТЕТТХАЙМЕР. АМЕРИКАНСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ "DOLCE VITA".)
Сегодня с радостью представляю вам новое для меня имя американской художницы первой половины ХХ века и материал о ней, явившийся очередным результатом сотворчества с моим замечательным другом, советчиком и помощником - историком искусств ВВВладимировым. Надеюсь, моя увлеченность живописью и интересными личностями, а также опыт, знания и коллекция Владимира еще не раз порадуют моих читателей.

Флорина Штеттхаймер
Florine Stettheimer


29 августа 1871, Рочестер – 11 мая 1944, Нью-Йорк



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Self-Portrait with Paradise Birds (Self-Portrait in Front of Chinese Screen). Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Американская художница, дизайнер и поэтесса, работавшая в стиле модерн и под влиянием арт-деко. Своеобразный стиль художницы характеризуется яркими цветами, целенаправленным наивом и своеобразным юмором. Декоративный и образный стиль работ художницы часто называют «женственным», рассматривая как своеобразную альтернативу более графичной и "жёсткой" модернистской живописи.




О семье

Флорина родилась в богатой семье немецко-еврейского происхождения. Ее отец, Йозеф Штеттхаймер (Joseph Stettheimer), был банкиром, богатым и влиятельным немецким евреем, который с семьей постоянно переезжал из Германии в Америку, где тоже имел свой бизнес. Флорина была четвертой из пяти детей Йозефа и Росетты Уолтер (Rosetta Walter). У девочки был старший брат Вальтер и старшие сестры – Стелла и Кэролайн или Кэрри (Caroline Walter Stettheimer, 1869-1944). Самой младшей в семье была Генриетта, которую дома называли Этти (Henrietta Stettheimer, 1875-?). Флорина родилась в штате Нью-Йорк, но до 1883 года жила в Германии, где и окончила начальную школу. Примерно в это же время банкир оставил семью, младшие дети к тому времени еще не выросли. После того, как Вальтер женился, а Стелла вышла замуж, воспитание трёх младших сестер полностью легло на плечи матери. Видимо, Йозеф оставил брошенной жене хорошие «отступные», поскольку Росетта, как пишут биографы, стала вести эпикурейский образ жизни, приучая к нему и дочерей.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Family Portrait No. 1. 1915 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Напомню, что эпикурейцы проповедовали жизнь, основанную на удовольствиях, агитировали не отказывать себе ни в чем и считали, что для счастливой жизни человеку не надо страдать, оставаться в душе невозмутимым и окружить себя чувственным миром. Росетта больше не вышла замуж, она жила до самой смерти вместе с тремя младшими дочерьми.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of My Mother. 1925 г. Museum of Modern Art, New York

Живя, в основном, в Нью-Йорке, мать с дочерьми часто путешествовала по всей Европе, объездила Германию, Италию и Францию. Сестры в подростковом и юношеском возрасте получили хорошее воспитание, они имели гувернанток и репетиторов, посещали художественные музеи и театры во всех европейских столицах. Поэтому не удивительно, что и Флорина, и Этти решили получить гуманитарное образование.
Привязанность к матери и женское воспитание стали причиной того, что все три сестры решили никогда не вступать в брак, чтобы не покидать родительский дом, они захотели создать «сплоченный семейный матриархат». Историки аргументируют это решение еще и повышенной эмансипацией женщин в последние десятилетия девятнадцатого века, увеличением их свобод и независимости от мужчин, нежеланием взваливать на себя социальные и экономические проблемы семьи, брака и материнства.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of My Sister, Carrie W. Stettheimer. 1923 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Myself. 1923 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of My Sister, Ettie Stettheimer. 1923 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Флорина и Этти приветствовали такую самостоятельную (вне брака) жизнь, поскольку она позволяла, освободившись от роли жены и матери, посвящать всё свое время творчеству и карьере. Кэрри же, как старшей из дочерей, все-таки пришлось взвалить на себя домашнее хозяйство, выступая в роли «заботливой мамы» не только для младших сестер, но и для собственной матери.

Учеба

Флорина, решив стать художницей, в 1892 году начала свое художественное образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Ее педагогами в разное время были типичный представитель академической живописи Кеньон Кокс (Kenyon Cox, 27 октября 1856 - 17 марта 1919) и художник-реалист, противник официального, академического искусства и один из основоположников «Школы мусорных вёдер» (Ashcan School) - Роберт Генри (Robert Henri, 24 июня 1865 – 12 июля 1929).



Кеньон Кокс (фото 1896 г.) и Роберт Генри (фото 1897 г.)

За плечами у обоих были Пенсильванская Академия изящных искусств в Филадельфии и учеба в парижских Академиях изящных искусств у Каролюса-Дюрана, Жана-Леона Жерома и Александра Кабанеля. В Студенческой Лиге Флорина проучилась три года, с 1892 по 1895.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Nude Study, Standing with Hand to Shoulder. May 1895 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of a Woman with Red Hair. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

В 1906 году семейство Штеттхаймер переехало жить в Германию. Возможно, причиной тому было поступление сестры Этти в Университет Альберта-Людвига в немецком Фрайбурге, где она получила степень доктора философии.
Флорина много путешествовала, изучая искусство в Германии, Италии, Испании, Франции и Швейцарии, пополняя свои художественные знания о европейском искусстве и авангардистских течениях нового столетия. Информации о том, у кого и где училась девушка в тот период – нет, поэтому следует считать, что это было самообразованием. И, тем не менее, есть сведения, что в Европе молодая художница не только знакомилась с новыми направлениями и модными тенденциями в живописи, но и несколько раз показывала свои работы на выставках символистов и постимпрессионистов.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Landscape No. 2 with Bathers 1911 г.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of My Sister Carrie W. Stettheimer in a White Dress. 1912-1913 гг. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Как утверждают искусствоведы, ранние работы художницы «отражают академическую подготовку, которая часто выражается яркой палитрой и выраженными мазками, что свидетельствует о воздействии на нее постимпрессионизма во время многочисленных путешествий по Европе». Флорина совершенствует свой стиль, рисуя много автопортретов, среди которых есть даже автопортрет в обнаженном виде, а также семейные портреты матери и сестер и групповые портреты друзей.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) A Model (Nude Self-Portrait). 1915 г.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Jenny and Genevieve. 1915-1916 гг. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Салон сестёр Штеттхаймер

После начала Первой мировой войны, в 1914 году, Флорина с семьей была вынуждена вернуться в Нью-Йорк.



Фотоколлаж, выполненный Флориной и Этти, на почтовой открытке с видом швейцарской Женевы в 1914 году.
Слева направо: Флорина, Кэрри и Этти.

В октябре 1916 года в Галерее Кнодлер & Компания (Knoedler & Company) на Манхэттене состоялась ее первая и единственная за всю жизнь персональная выставка. Там художница представила 12 декоративных полотен, но за время работы выставки ни одна картина не была продана. Как пишет биограф художницы Барбара Блиминк, после такой неудачи Флорина решила показывать свои работы только «в неконкурентных условиях», не выставлять их публично, а ограничиваться частными показами «для своих». При этом, хоть и редко, но показывая свои работы, художница никогда не продавала их (если, конечно, картина не писалась «на заказ»).
Конечно же, она продолжала участвовать в коллективных выставках, в течение двух десятилетий экспонировала свои работы на ежегодных выставках Общества независимых художников и даже стала членом Американского общества художников, скульпторов и граверов. Но, несмотря на растущую популярность, свои персональные экспозиции художница решила демонстрировать в узком кругу друзей, устраивая «персоналки» в своем семейном Салоне.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Self-Portrait with Palette (Painter and Faun). 1915 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Spring. 1907 г. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Flowers with Aphrodite. 1915 г.

Еще в 1915 году, вместе с сестрами Этти и Кэрри, Флорина открыла Салон в легендарном районе Манхэттена - Верхнем Вест-Сайде, который является районом проживания элиты и многих деятелей культуры и искусства. Салон был создан «для модернистов, современных литераторов и полиглотов Нью-Йорка, а также европейских экспатриантов». Надо отметить, что этот Салон был популярен до 1935 года, здесь в течение более двадцати лет собирались знаменитые художники, писатели и критики.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Studio Party (Soiree). 1917-1919 гг. Beinecke Library, Yale University

Частым гостем во время своих приездов в США в Салоне был французский художник и теоретик искусства Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 28 июля 1887 - 2 октября 1968), стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.



Марсель Дюшан

Историки пишут, что Флорина была очень дружна с Марселем и дорожила его дружбой. Недаром же она несколько раз писала портреты Дюшана.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Marcel Duchamp. 1923 г.

Причем, многие отмечают, что в отличие от других живописцев, писавших чуть ли не абстрактные портреты Дюшана, Флорина создала очень реалистический портрет, «изобразив прекрасное одухотворенное тонкое лицо, выступающее из белой пены (надежд, заблуждений), подобной воротнику Арлекина».



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Marcel Duchamp 1925 г. Michele & Donald D’Amour Museum of Fine Arts, Springfield, Massachusetts

Завсегдатаями Салона были американский писатель и фотограф Карл ван Вехтен (Carl van Vechten, 17 июня 1880 - 21 декабря 1964), художественный критик Генри МакБрайд (Henry McBride, 25 июля 1867 – 31 марта 1962), художница Джорджия О’Киф (Georgia Totto O'Keeffe, 15 ноября 1887 – 6 марта 1986) и ее муж фотограф, галерист и меценат Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1 января 1864 - 13 июля 1946), один из крупнейших американских мастеров фотографии, внёсших огромный вклад в утверждение фотографии как самостоятельного вида искусства.



Карл ван Вехтен, Джорджия О’Киф (фото А.Стиглица, 1918 г.) и Альфред Стиглиц (фото Гертруды Кезебир, 1902 г.)

Для изысканных посетителей своего Салона и друзей Флорина и устраивала частенько свои выставки.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Carl van Vechten. 1922 г. Yale Collection of American Literature, New Haven, Connecticut



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Henry McBride, Art Critic. 1922 г. Smith College Museum of Art, Northampton, Massachusetts



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Alfred Stieglitz. 1928 г. Crystal Bridges Art Museum, Bentonville, Arkansas

О творчестве

Исследователи творчества Штеттхаймер пишут, что картины художницы представляют собой современный синтез разных форм современного искусства и своеобразную хронику городской жизни, урбанистического жизненного уклада Нью-Йорка первой половины ХХ века. Флорина часто и много писала небоскребы и Уолл-стрит, парки и пляжи, конкурсы красоты и «dolce vita» богатых людей, портреты друзей и знаменитостей в шикарных интерьерах.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Beauty Contest to the memory of PT Barnum (Конкурс красоты памяти Барнума). 1924 г. Wadsworth Atheneum, Hartford
Финеас Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum, 5 июля 1810 - 7 апреля 1891) - американский бизнесмен и шоумен, антрепренёр, крупнейшая фигура американского шоу-бизнеса XIX века. Снискал широкую известность своими мистификациями, организовал цирк своего имени.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Asbury Park South 1920 г.

Творчество Штеттхаймер стало не только хорошей почвой для возникновения позднее поп-арта, но и являлось источником вдохновения для некоторых художников следующего поколения.
Историки Ирэн Гаммель и Сюзанна Зелазо в своей книге «Завёрнутая в целлофан: визуальная поэтика Флорины Штеттхаймер» о картинах художницы пишут, что они «сверхженственные и модернистски чувствительные». Картины Флорины можно воспринимать и как «искусственный наив» с его упрощенными формами и яркими цветами фовизма, и как «губительное рококо», которое повествует о чувствительности, и как «светский модернизм», в котором ярко выражена «гетерогенная стойкость» художницы. Некоторые историки даже сравнивают Флорину с ярким представителем модернизма в литературе, французом Марселем Прустом (1871-1922).



Флорина Штеттхаймер в саду Брайант-парка на Манхэттене. 1917-1920 гг.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Spring Sale at Bendel's. 1921 г. Philadelphia Museum of Art



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Fete on the Lake. Avery Architectural and Fine Arts Library, Columbia University

Начиная с 1917 года, картины Штеттхаймер представляют собой нескончаемый калейдоскоп портретов и жанровых зарисовок, на которых изображены вечеринки, прогулки по Пятой авеню, городские пейзажи, светские мероприятия, праздники и парады, пикники и застолья, при этом, многие произведения можно считать биографическими. Кажется, что среди персонажей картины художница обязательно где-то должна изобразить и себя, поскольку непременно являлась участницей изображаемого мероприятия.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) La Fȇte à Duchamp (Праздник в честь Дюшана). 1917 г.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Picnic at Bedford Hills. 1918 г. Pennsylvania Academy of the Fine Arts

Как написал один критик, «деньги она рассматривала лишь, как неотъемлемую часть решения проблем и неприятных аспектов внешнего мира». Поэтому, являясь финансово независимой (как я понимаю, благодаря состоянию, оставленному бросившим семью папашей), художница чувствовала себя свободной и поэтому изображала окружавшую ее жизнь, как серию непрекращающихся праздников и удовольствий.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Love Flight of a Pink Candy Heart.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Christmas. 1930-1940 гг. Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut

Надо отметить, что наибольшей популярностью пользуются четыре картины художницы из серии «Соборы Нью-Йорка». К религии эти картины не имеют никакого отношения, поскольку на полотнах Флорина с иронией изобразила суетливую жизнь города со всеми китчевыми знаками современной ей Америки.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) The Cathedrals of Broadway. 1929 г. The Metropolitan Museum of Art



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) The Cathedrals of Fifth Avenue. 1931 г. The Metropolitan Museum of Art

Названия картин подсказывают места действия: Соборы Бродвея (1929), Соборы Пятой авеню (1931), Соборы Уолл-стрит (1939) и Соборы Искусства (1942). Все четыре картины находятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Художница даже начала работу над пятой картиной серии, но закончить ее не успела.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) The Cathedrals of Wall Street 1939 г. The Metropolitan Museum of Art



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) The Cathedrals of Art. 1942 г. The Metropolitan Museum of Art

Театральный дизайнер

Впрочем, творчество Штеттхаймер не ограничивалось только живописью, Флорина проявила себя и как талантливый театральный художник, дизайнер сценических декораций и костюмов.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York

Первый опыт сотрудничества с театром случился у нее в 1912 году, когда художница была приглашена оформить балет «Орфей четырех искусств или Кутилы на балу четырех искусств» (Orphée of the Quat-z-arts or the Revellers of the 4 Arts Ball), причем Флорина принимала участие и в написании либретто.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design (Ariadne on Panther) for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design (Europa) for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York

Идея балета была вдохновлена ежегодными балами, которые организовывали в Париже профессиональные Союзы (Гильдии) четырех видов искусства (смею предположить – живописи, музыки, театра и хореографии). Балет был задуман для очередного такого бала, помимо разнообразных мифологических персонажей в сюжете балета присутствовали и реальные люди, например, Вацлав Нижинский в образе Пана.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design (Nijinsky) for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Euridice and her Snake. Costume design for the artist's ballet Orphée of the Quat'z Arts. 1912 г. Columbia University, New York

Сюжет балета представлял собой историю главной героини Жоржетты (современной Эвридики) в процессе богемного карнавала встречается с современными аналогами мифологических героев, представляющих все социальные слои общества. Но балет, увы, не был поставлен, от него осталось больше полусотни эскизов, которые хранятся сейчас в коллекции Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке. Либретто балета было опубликовано в 2010 году в переизданной книге стихов Штеттхаймер «Кристальные цветы».



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design for the artist's ballet Orphée of the Quat'z Arts. 1912 г. Columbia University, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design (Bolm) for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York
Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Costume design (Modele homme) for artist's ballet Orphée of the Quat-z-arts. 1912 г. Columbia University, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Mars. Maquette for the artist's ballet Orphée of the Quat'z Arts. 1912 г.
Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Yellow Male Figure. Maquette for the artist's ballet Orphée of the Quat'z Arts. 1912 г.

Зато во всех биографиях Флорины пишут о грандиозном успехе художницы в 1934 году, после премьеры оперы «Четверо святых в трёх действиях» (Four Saints in Three Acts). К этой авангардной опере композитора Вирджила Томсона (Virgil Thomson, 25 ноября 1896 - 30 сентября 1989) с либретто, написанного писательницей Гертрудой Стайн (Gertrude Stein, 3 февраля 1874 - 27 июля 1946), Флорина создала декорации и костюмы.



Сцена из I акта оперы композитора В.Томсона «Четверо святых в трёх действиях». Сценография и костюмы Флорины Штеттхаймер.



Сцена из оперы композитора В.Томсона «Четверо святых в трёх действиях». Сценография и костюмы Флорины Штеттхаймер.

Особо историки отмечают инновационный подход художницы к созданию сценического оформления оперы. Она впервые вместо тканей и драпировок целлофан, и это добавило ей известности в театральных кругах Америки.
Эскизов декораций к этому оперному спектаклю я не нашел, но удалось обнаружить несколько фотографий самого спектакля и эскизы костюмов, выполненные художницей в трехмерном изображении.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Сostume Design for Figure for opera Four Saints in Three Acts. 1934 г. Columbia University
Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Сostume Design for Figure for opera Four Saints in Three Acts. 1934 г. Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Сostume Design for Figures for opera Four Saints in Three Acts. 1934 г. Columbia University



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Сostume Design for Figures for opera Four Saints in Three Acts. 1934 г. Columbia University

Новацию в виде целлофановых полотнищ Флорина использовала и при дизайне интерьера своей студии и, например, спальни, «решительно соединяя современный материал со старомодными кружевами».

Стихи

Многообразие творческих интересов Флорины Штеттхаймер опровергает миф о художнице, как об одинокой страдалице, считающей себя непризнанным гением, создающей работы, которые выходят за рамки ее собственного исторического времени и места. О том, что художница относилась к себе и своему творчеству реалистически и даже самокритично, говорят стихи, написанные Флориной. Конечно же, это любительская поэзия. Художница писала стихи на маленьких клочках бумаги, и, по примеру своей соотечественницы - поэтессы Эмили Дикинсон, посылала их друзьям, читала в Салоне, но никогда не публиковала.
Напомню, что американская поэтесса Эмили Элизабет Дикинсон (Emily Elizabeth Dickinson, 1830-1886) при жизни опубликовала менее десяти стихотворений из тысячи восьмисот, написанных ею. Масштаб её творчества стал известен только после смерти Эмили, когда её младшая сестра Лавиния в 1886 году обнаружила все неопубликованные произведения. Первое собрание поэзии Дикинсон было опубликовано в 1890 году, оно подверглось серьёзной редактуре и жёсткой критике, но сейчас Эмили Дикинсон считается одним из величайших американских поэтов.
Параллель с Дикинсон я привожу не для того, чтобы написать о гениальности стихов Флорины (лично я их не читал!), выше я уже озвучил мнение литературоведов, что поэзия Флорины была не профессиональной. А параллель сводится к тому, что Флорина не стремилась публиковать свои стихи, возможно, понимая их несовершенство. Она писала стихи в детском стиле, в некоторых "взрослых" произведениях встречается остроумная социальная критика и даже сатирические портреты коллег-модернистов. Многие стихи посвящены, например, Марселю Дюшану, которого Флорина ласково именует «Дуче», или Гертруде Стайн, которая была для нее «Герти».



Флорина Штеттхаймер.

Уже после смерти художницы, ее сестра Этти в 1949 году собрала стихи Флорины и издала частным образом с тиражом всего в 250 экземпляров книгу под названием «Кристальные цветы» (о чем я уже написал выше). В 2010 году книга уже официально была переиздана и дополнена другими материалами о художнице.

Кукольный дом

Еще одно своеобразное произведение искусства, связанное с именем Флорины, - это Кукольный дом сестер Штеттхаймер. Размеры этого кукольного домика - 71 см в высоту, 127 см в длину и 89 см в ширину.



Инсталляция Кукольный дом Штеттхаймер. 1960-е гг. Музей города Нью-Йорка.



Куратор выставки Джон Нобль устанавливает фигурки кукол в Кукольном доме Штеттхаймер. 1970-е гг. Музей города Нью-Йорка.

Идея создания двухэтажного, с двенадцатью комнатами и служебными помещениями кукольного дома, принадлежит старшей сестре Флорины – Кэрри, которая изначально в семье взяла на себя обязанности домохозяйки, обеспечивая быт и уют для матери и сестер.



Кэрри Штеттхаймер на фоне портрета сестры Этти в образе Медузы (фото Карла ван Вехтена, 8 октября 1934 г.).



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Head of Medusa (Ettie Stettheimers Porträt als Medusa nach dem Vorbild Franz von Stucks) 1908 г.

В 1916 году, во время летних каникул в северной части штата Нью-Йорк, сестры вместе с другими отдыхающими приняли участие в благотворительной ярмарке по сбору средств в пользу местных детей, пострадавших от эпидемии полиомиелита. Кэрри вместе с Флориной и Этти из деревянных ящиков, взятых у местного бакалейщика, создали кукольный домик, оформив его мебелью из найденных деталей и созданных специально объектов интерьера. Когда семья вернулась домой, в Нью-Йорк, Кэрри решила создать свой собственный кукольный дом, в котором «должна жить» явно какая-то аристократическая семья.



Фасад Кукольного дома Штеттхаймер (1916-1935). Музей города Нью-Йорка



Правая сторона Кукольного дома Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка



Левая сторона Кукольного дома Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка

В течение почти двадцати лет, с 1916 по 1935 год, Флорина помогала сестре в создании этого «чудо-дома». Она выполнила фасад здания, делала варианты эскизов дизайна помещений и взяла на себя оформление комнат «произведениями искусства», поскольку в доме имелась даже собственная картинная галерея.



Салон в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка



Детская комната в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка

Многие из друзей художницы, по ее просьбе, выполнили для кукольного домика крошечные копии своих картин и скульптур. В картинной галерее и других комнатах этого дома можно увидеть, кроме картин самой Флорины, произведения нескольких художников и скульпторов. Например, того же Марселя Дюшана, который сделал миниатюрную копию своей скульптуры «Обнаженная». Русского эмигранта украинского происхождения, одного из основателей кубизма в скульптуре - Александра Порфирьевича Архипенко (30 мая 1887 - 25 февраля 1964) и французского американца, скульптора Гастона Лашеза (Gaston Lachaise, 19 марта 1882 - 18 октября 1935). Свои работы для кукольного дома оставили яркий реалист Джордж Уэсли Беллоуз (George Wesley Bellows, 12 августа 1882 - 8 января 1925) и фовистка, текстильный дизайнер Маргарита Зораш (Marguerite Zorach, 25 сентября 1887 - 27 июня 1968).



Скульпторы Александр Архипенко и Гастон Лашез



Художники Джордж Уэсли Беллоуз и Маргарита Зораш.



Внешний вид художественной галереи в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка



Деталь интерьера художественной галереи в Кукольном доме Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка

После смерти матери в 1935 году, Кэрри перестала работать над кукольным домиком, поэтому некоторые комнаты остались незавершенными. Младшая из сестер Штеттхаймер – Этти, пережившая и Кэрри, и Флорину, обустроила незаконченные комнаты (художественную галерею, бальный зал и столовую) так, как бы, по ее предположению, сделала это сама Кэрри, и в 1945 году подарила этот кукольный домик Музею города Нью-Йорка, в коллекции которого он находится и в настоящее время.



Интерьер одного из помещений Кукольного дома Штеттхаймер. Музей города Нью-Йорка

Послесловие

Флорина Штеттхаймер умерла в Нью-Йорке 11 мая 1944 года от рака, работая над последней картиной из серии «Соборы». Ей было семьдесят два года. Она хотела, чтобы все ее работы после смерти были уничтожены, и возложила исполнение своей воли на младшую сестру Этти. Хорошо, что сестра не выполнила желание художницы, иначе сегодня мы бы не видели всего того, что создала Флорина.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Boston. Lake Placid. 1919 г.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Bathers. 1920 г.

Мало того, Этти не стала хранить картины дома. После смерти сестры, 45 ее картин она передала в 37 музеев и учреждений культуры. В 1967 году еще 50 работ были переданы в Колумбийский университет, где собирались строить Центр искусств, который так никогда и не был построен. Четыре картины серии «Соборы», как я уже писал, являются частью постоянной коллекции крыла американской живописи и скульптуры Музея Метрополитен, а Музей современного искусства в Нью-Йорке обладает не только картинами художницы, но и самой большой коллекцией ее театральных эскизов.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Heat. 1919 г. Brooklyn Museum



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) New York. Liberty. 1918 г.

Марсель Дюшан и художник Энди Уорхол, который восхищался искусством Флорины, организовали в 1946 году в Музее современного искусства большую ретроспективу Штеттхаймер. Еще одна мемориальная выставка художницы была проведена в Музее американского искусства Уитни в 1995 году.
Из прессы известно, что в сентябре-декабре 2014 года выставка Флорины Штеттхаймер была проведена в галерее «Lenbachhaus» в Мюнхене. Она стала первой выставкой художницы за пределами США. Журналисты и критики отметили большой интерес к творчеству художницы, поскольку «Штеттхаймер ярко описывала мир, в котором люди определяют себя вещами, которые окружают их, а не своими внутренними ценностями или убеждениями».



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Family Portrait, II. 1933 г. Museum of Modern Art, New York



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Table Settings.



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Sunday Afternoon in the Country. 1917 г. The Cleveland Museum of Art



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Spring (Portrait of the Dancer Olin Howland). 1932 г. Cantor Arts Center, Stanford, California



Florine Stettheimer (American, 1871-1944) Portrait of Baron de Meyer. 1923 г. Baltimore Museum of Art

Источники – Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 5 и др.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Tags: живопись, изобразительное искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments