Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Гореча

Оригинал взят у andy_travelua в Гореча
Восточная черновицкая окраина Гореча впервые упоминается в документах в начале XVIII века. Тогда, в 1718 году начальник пограничной и таможенной службы (или, как говорили тогда «великий капитан Черновцов и Кицманя») М.Замфир приобрел себе в собственность «луг, званий Горечим». Первоначально название «Горече» скорее всего означало «згар», то есть сгоревшее, выжженное место.



Собственно, Горече объединяло под своим названием два поселения. Первое из них – Старое Горече (также вспоминается под названиями «Гореце», «Хорече»), наверное, возникло еще до основания монастыря. В австрийский и румынский периоды оно называлось «Городская Гореча» (Stadtisch-Horecza – нем., Horecea Urban – рум.). Последнее название трансформировалось в современное – Горячий Урбан. Эта окраина Черновцов, расположенная в конце улицы Русской, носит это название и поныне.
Вторая Гореча возникла ориентировочно в 1712 году вместе с основанием скита. В 1730 году по указанию митрополита Молдавского и Сучавского Антония монахи строят деревянную церковь и кельи. Так, вокруг монастыря возникает поселение под названием Люди-Горече (то есть «люди, подданные монастыря Горече»), первое упоминание о котором датируется 1737 годом. Позже, в 1746 году уже известеный нам капитан Замир дарит приобретенные им в 1718 году земли над Прутом монастырю Горече.



В 1767 году на месте старой деревянной церкви построена новая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая и до сих пор является одной из самых ценных памятников культового зодчества Буковины и самым старым из сохранившихся в Черновцах каменных храмов. Церковь построена под духовным руководством игумена Артемона Киницкого, а вот данные об авторе этого шедевра история, к сожалению, не сохранила. Существует легенда, что деньги на строительства церкви выделила российская императрица Екатерина ІІ.




Архитектура храма имеет типично оборонный характер: стены толщиной 1,4 метра с боевой галереей вдоль второго яруса, узкие окна-амбразуры. Глядя на церковь-замок, вспоминаешь каменные храмы, которые строились в те же времена на Надднепрянщине. И действительно, церковь Рождества на Горечи – это, скорее, украинское барокко, правда с элементами румынской и молдавской архитектуры XVII - XVIII веков.




Не меньше впечатляет и интерьер храма. Благодаря толстым стенам и трёхарковой перегородке, которая разделяет неф, изнутри большая церковь кажется миниатюрной. К счастью, «реставрация» фасадов не коснулась интерьера: все дышит древностью. А самое ценное в храме – сохранившиеся в притворе живописи XVIII века: фрески «Страшный суд» и “Чудо Святого Георгия о змеи”, которые представляют серьёзную художественную ценность.




До наших дней дошла и деревянная двухъярусная колокольня, для которой игумен Киницкий заказал в монетном дворе в Садгоре медные звоны, отлитые из турецких пушек.




Монастырь на Горечи был ликвидирован в 1783 году «Духовным регламентом» австрийского императора Йосифа ІІ вместе с другими монастырями Буковины. С того времени церковь Рождества была приходской. Возрожден монастырь в 1995 году.

В октябре 1823 года святыню посетил сам Его Величество российский император Александр І. Произошло это во время конгресса российского и австрийского императоров, который проходил в Черновцах с 4 октября и длился 7 дней. Основным вопросом, который должен был рассматриваться на конгрессе, был вопрос отношения к освободительной войне греков против Турции. Мероприятие, которое должно было длиться 4 недели, закончилось за неделю. А виной тому стала неожиданная болезнь австрийского министра иностранных дел князя Меттерниха, который через воспаление глаз не смог приехать в Черновцы, оставшись во Львове.
Император Александр оказался настоящим путешественником-экстрималом: решил пройтись пешком с Черновцов до Горечи, чтобы посмотреть церковь Рождества. И это ему даже удалось, но с определенными приключениями. Тогда с целью поддержки в городе надлежащей безопасности на всех въездах и выездах из него стояла усиленная охрана, и попасть в город или покинуть его было возможно только предъявив паспорт. Один из таких охранников и остановил российского царя, требуя от него документы. Царь начал настаивать на том, чтобы его пропустили, чем вызывал гнев мещанина-охранника. Когда же царь открылся, охранник не растерялся и ответил императору: «Ваше Величество должны были бы мне раньше сказать об этом, тогда я не стал бы так ругаться и так ревностно выполнять свою службу».
Уже возле самой церкви император подвергся нападению собак пономаря, от которых ему пришлось обороняться вырванной из ограждения палкой. Эта палка, как реликвия, сохранялась в церкви еще в начале ХХ века. Существует ли он сейчас, неизвестно. Зайдя в церковь, Александр застал там церковного служителя, который громко молился. Увидев, что в церковь вошел Александр (служителя предупредили, что в церковь следует важное лицо из российской делегации), он начал молиться за здоровье российского императора. «Почему же ты не молись за здоровье своего императора?» - спросил Александр, на что хитрый служитель ответил: «О своём мы молимся ежедневно, а за Александра следует особенно помолиться, потому что он иностранец и гость, и ему нужна Божья помощь в конгрессе». Получив благословение от слуцжителя и пожертвовав церкви 50 дукатов, император пешком вернулся в Черновцы.




Переместимся в другую часть Горечи: ту, что называлось «Старое Горече», а сегодня является городской окраиной Черновцов с названием Горячий Урбан. Здесь, в глубине частного сектору среди оврагов и холмов расположен один из пяти сохраненных в Черновцах деревянных храмов – Вознесенская церковь.




Построен храм в конце XVII века вероятно вместе с основанием поселения Старое Горече. Это - типично буковинская церковь-хата, которые строили по всей Буковине в молдавско-турецкий период.




Церковь действовала в и советские времена. Из пользования православной общины ее изъяли в начале 80-х, чтобы передать к вновь созданному музею архитектуры и быта. Но, этого не случилось через отдаленность и недостаток средств. Церковь продолжала разрушаться: протекала крыша, деформировались срубы, конструкции были поражены грибком. Благодаря фото из «Памятников градостроительства и архитектуры» (1987 год) и статьи Виктора Вечерского «Памятник ищет хозяина» в журнале «Пам’ятки України» (1989 год) мы можем видеть, как выглядела церковь в 80-х. Интересно, что алтарная часть храма была отштукатурена.




Именно в таком виде и я ожидал увидеть храм, ища его осенним вечером под дождем. Но, увидел совсем другую картину: церковь-красавицу реставрировали и передали верующим. Сегодня здесь опять правиться служба Божья.




Последний, третий храм на Горечи – также Свято-Вознесенская церковь на улице Русской, является самой молодой. Ее построение приходится на румынский период – 1938 год. Поэтому храм имеет типично румынскую архитектуру.






Прогулка Горечею будет неполной, если не посетить Черновицкий музей народной архитектуры и быта, которой находится возле кемпинга неподалеку от церкви Рождества Богородицы на конечной остановке троллейбусу № 4. Музею-скансену посвящена отдельная страница:

Черновицкий музей-скансен
 

Tags: Черновцы, история Черновцов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments