Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Музей Кадышева в Трошкино

Оригинал взят у metalchemist в Музей Кадышева в Трошкино
По пути на Тропу предков (Хакасия), мы обнаружили небольшой музей, расположенный в аале Трошкин, по нашему - Трошкино. Музей небольшой, но интересный. А его директор Валентина Ильинична Дьяконова - для простого сельского музея человек совершенно уникальный.


Музей является филиалом Ширинского районного краеведческого музея имени Д.С. Лалетина и устроен в доме, где жил Семен Прокопьевич Кадышев, которого называют крупнейшим носителем хакасского фольклора. С.П. Кадышев - выдающийся хайджи (мастер исполнения героических сказаний), чатханист, поэт. Нынешний, 2015 год объявлен в Хакасии годом Кадышева, в честь его 130-летия.


Улица, на которой находится музей, в настоящее время носит имя Кадышева. Адрес музея - ул. Кадышева, дом 18.
В Абакане, кстати, тоже есть улица Кадышева.



В сенях - ласточкино гнездо, в котором живут птенцы.


В музее всего два зала. В первом почетное место занимает портрет С.П. Кадышева с чатханом на коленях.



В углу - русская печь.


Скромная обстановка дома сказителя. На стенах - произведения на темы хакасского эпоса.
Справа у чатхана - директор филиала Валентина Ильинична Дьяконова.






Особое место в доме занимает чатхан. Это многострунный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. Чатхан — обязательный спутник хайджи, сказителей хакасского эпоса. В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска кедра или сосны. Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос, а в нынешних может быть до 14 струн. Чатхан Кадышева - шестиструнный.
Струны настраиваются при помощи костяных передвижных подставок, расположенных под каждой из них. Традиционно играют сидя, положив один край чатхана на колени, другой на пол, поджав ноги под себя. Играют на чатхане пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая рука употребляется для повышения звука, получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента.


Валентина Ильинична рассказывает о национальной одежде и обуви хакасов - в музее хранится целый гардероб. У хакасов разных родовых групп (кызыльских, качинских, тубинских) детали одежды существенно различаются. Все изделия - ручной работы, некоторые - дореволюционных времен. Мы услышали интереснейший рассказ о технологии их изготовления. Например, для обуви использовались деревянные гвозди.




В небольших сельских музеях обычно люди радушные и отзывчивые. Такова и Валентина Ивановна Дьяконова. Но чтобы работник сельского музея обладала подобной эрудицией и энциклопедическими познаниями - встречаем впервые. Знания Валентины Ильиничны простираются от археологии до мельчайших деталей народного быта, она может с одинаковой компетентностью рассказывать о тагарской культуре и приготовлении блюд национальной кухни, о технологии изготовления обуви и об исторических судьбах хакасского народа. Больше всего я пожалел о том, что не взял с собой диктофон...
В общем, несмотря на "скромность" трошкинского музея, мы получили от его посещения колоссальные впечатления. Если следующим летом будете проезжать от Шира в сторону Ефремкино - не пропустите музей Кадышева! Надеюсь, Валентина Ильинична порадует и вас.

Tags: краеведческий музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments