Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Что такое религия вообще и как возникала общемировая религия, пожирающая нашу цивилизацию? Ч. V

Оригинал взят у systemity в Что такое религия вообще и как возникала общемировая религия, пожирающая нашу цивилизацию? Ч. V
Олвин Тоффлер - американский философ, социолог и футуролог - разработал учение о трёх волнах цивилизации. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество перешло к новой технологической (супериндустриальной) революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) пришла новая - третья - волна цивилизации, ведущая к созданию информационного или постиндустриального общества. В третьей части своей трилогии под названием "Мистификация власти" О. Тоффлер говорит о том, что человечество ждет глобальная битва за власть. Основой власти в супериндустриальном обществе, по мнению О. Тоффлера, будет не насилие, не деньги, а знание. Такова новая концепция власти, которую обосновывает О. Тоффлер. Прежняя система власти разваливается. В офисе, в супермаркете, в коридорах исполнительной власти и т.д. старые модели власти рушатся, обретая при этом новые, непривычные черты. Современная структура власти зиждется уже не на мускульной силе, богатстве или насилии. Её пароль - интеллект.

Мне представляется, что модель развития цивилизации, предложенная О. Тоффлером, выглядит неоправданно оптимистичной, однобоко ориентируясь лишь на вектор научного и технологического прогресса и те социальные процессы, которые коррелируют с этим вектором. На самом же деле человечество, по крайней мере в его цивилизованной фракции, сегодня сталкивается со множеством отрицательных тенденций, которые, к сожалению, невозможно рассматривать вне отрицательного влияния особенностей постиндустриального развития общества. Безусловно, в современном мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными и хитростью, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление и руководить им. Всё это касается локального сообщества людей (семья, общественные организации...), на которых лицо, обладающее властью может оказывать прямое влияния. Но политическая власть в государстве требует сакрализации власти, когда властные претензии лица или группы лиц получают поддержку большинства людей, консолидированную и стабилизированную верой во власть.



Дело в том, что политики облигатно нуждаются в том, без чего не может существовать и религия, а именно в вере. Вера политику нужна не только для процесса выборов. Диктаторы, за которых голосуют 97.7% населения, как, например, за Назарбаева в Казахстане или более 90%, как за Путина в России, в не меньшей степени, нежели клирики всех рангов заинтересованы в наличии веры, лучше всего слепой или слабозрячей веры. Ведь как и клирики, которые авторитетно обещают верующим жизнь после смерти и благоволение Вседержителя, так и политики, включая диктаторов, не могут не обещать народу те или иные блага. Поэтому сакрализация власти есть ничто иное, как способность верующих долгое время не озабочиваться промахами политиков, прощать им эти промахи, веруя в такие их способности и возможности, которые в них часто полностью отсутствуют. Вера народа для политиков и любого рода властителей означает ощущение повышенной стабильности власти и её инерционность при самых опасных поворотах судьбы. 

Трём волнам цивилизации - аграрной, индустриальной и постиндустриальной соответствуют три типа государственных религий, служащих сакрализации власти, т.е. получению правителями священ­ного, связанного с культом религиозной веры статусом. Религия и политика, что в древности, что в наше время, свя­заны очень тесно. Это классическое тождество противоположностей постоянно стремящееся к индивидуальному господству, вновь и вновь ощущает жизненную потребность друг в друге. Почему-то под сокрализацией власти принято иметь ввиду лишь один тип религии, той, которая построена на вере в сверхъестественное. Это является большим заблуждением. Хотя термин "сакрализация" произошёл от лат. sacer - священный, понятие "сакрализация" охватывает намного более широкий смысл, нежели тот, что воспринимается в терминах традиционной религии сверхъестественного.

Принято считать, что религия представляет собой особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное. Но такое определение религии давно уже некорректно. Для толп экзальтированных людей, оравших "Хайль Гитлер!", для вчерашних и сегодняшних ленинистов-сталинистов, для фанатически верующих в Великого Кормчего и дедушку Хо сверхъестественное заключалось вовсе не в существовании в реальности личности этих серийных убийц, а в тех абсолютно нереализуемых и в этом смысле сверхъестественных "учениях", которые они вбивали в голову людям в странах силой своей власти. Ничем эта вера в тысячелетний рейх или в победу коммунизма на планете ничем не отличается от религии. Как я отмечал выше, главной и облигатной особенностью любой религии является неверифицируемость основных религиозных догм, т.е. невозможность или затруднительность в получении уверенности в том, что символы веры представляют собой обман. Именно абсолютная неверифицируемость того, во что человек верует, и есть религия.

Существует два синонимических с точки зрения лингвистики понятия - вера и уверенность, которые, увы,  с точки зрения философии и психики являются понятиями антагонистическими. Уверенность исключает религиозную веру, а религиозная вера несовместима с уверенностью. На стадии аграрных обществ в качестве символов веры государственных религий выступали сверхъестественные конструкции, основанные на невежестве наших древних предков и возведенные в степень духовных учений потомками полудикарей. По мере цивилизационного прогресса общества заложенные в древности основы религиозных верований обрастали более совершенными церемониалами. Но по-прежнему успех функционирования традиционных религий заключается в невозможности доказать существование Бога и загробного мира, а следовательно, в необходимость веровать в эти аттрибуты религии. Государственные религии второго типа основаны на концепциях, которые практически недоказуемы, являются сугубо объектами веры, но конечно же не уверенности - ни при каких условиях нерелизуемые экономические сказки "от каждого по способности, каждому по потребности", "тысячелетний рейх", "арийская раса" - и насильственно внедряются властью в сознание людей с помощью жестких форм принуждения.


Сакрализации монархов и иерархов служили и служат религии, основанные на вере в сверхъестественное - в божества и жизнь после смерти. Это объясняется тем, что аграрный период человеческой цивилизации уходит корнями в своё далёкое прошлое, когда непротиворечивое представление об окружающем мире не могло быть составлено вне веры в богов, которые в отличие от людей могли взять на себя и выполнить любую сверхгигантскую задачу - от производства грома и молний до выполнения желаний особых категорий праведников. Для сакрализации власти диктаторов в период развития индустриального общества служили религии, основанные на социо-политических, философских концепциях (социализм, фашизм...), с помощью которых автократы и диктаторы внушали подведомственному им народу необходимость идти на жертвы во имя банана, привлекательно сверкающего в тумане далёкого будущего. При переходе к постиндустриальной стадии развития человечества религии II типа постепенно трансформировались в религию нового типа, нацеленную на сакрализацию власти бюрократов и основанную на принципах тотального подлога, на сознательном искажении смысла некоторых общеизвестных ранее понятий.

Несложно представить себе, что каждый из трёх типов государственных религий оптимально соответствует той или иной волне цивилизации. Могу привести такое доказательство этому утверждению. Первая волна цивилизации характеризуется традиционными формами религий, центральной догмой которых является сверхъестественное начало в виде Божества, богов, существования жизни после смерти - всего того, что изначально недоступно верификации. Толчком к возникновению традиционных религий явилось невежество наших древних предков, пытавшихся с помощью всеобъемлющей гипотезы по имени "Бог" получить непроворечивое представление о мироустройстве. На этом этапе развития цивилизации религия принимала самое непосредственное участие в сакрализации систем власти монархов и иерархов церкви.

Для второй волны цивилизации характерна новая форма религиозных верований рукотворного характера, основанных на социо-полит-экономических и философских концепциях. Однако впервые религии второй волны цивилизации были созданы вовсе не ХХ веке, а за два с половиной тысячелетия в Китае. Это было конфуцианство (VI—V вв. до н. э.), моизм (V в. до н. э.), легизм. Учение, созданное  Конфуцием (551—479 до н. э.), вошло в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианская религия представляла собой этико-философское учение, политическую идеологию мировоззренческого уровня, методы управления производством. Возникновение конфуцианства было обусловлено тем, что, хотя Китай того времени был развитой аграрной страной, т.е. находился на уровне первой волны цивилизации, но в V—III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Быстро расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле. Таким образом, в период существования аграрного общества в Китае происходит некоторый всплеск техно-экономической активности, которую формально можно считать преждевременным всплеском второй, индустриальной волны цивилизации. Конфуцианство в этот период становится государственной религией.

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств. Постепенно в результате ожесточённого соперничества вверх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью. В этот период в центре интересов китайских правителей находятся такие проблемы военного и административного характера, для которых конфуцианское учение было не только бесполезно, но даже и опасно. Строится Великая китайская стена. Поэтому в период правления этого императора значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, были уничтожены тексты конфуцианских книг, а 460 оппозиционеров-конфуцианцев были закопаны живьём.


По степени трудности скрыть обман или, говоря более интеллигентным слогом, затруднить возможность верификации тех или иных утверждений, можно построить ряд: прошлое, будущее, настоящее. Действительно, поскольку прошлое не вернуть, т.е. незамеченное и незафиксированное в прошлом не восстановить, то можно, например, утверждать, что Бог за 6 дней создал Землю и всё живое на ней: поди проверь! Труднее, безусловно, спрятать ложь в будущем. Ведь будущее когда-то же наступит! Никита Хрущём как-то явно по глупости объявил о том, что коммунизм в СССР наступит ещё при жизни здравствовавшего в те времена поколения. Учитывая, импульсивность и слабую интеллигентную подготовку советского вождя, а также уверенность в том, что в СССР абсолютно всё без проблем можно перенести на будущее, к заявлению Хрущева никто серьёзно не отнёсся, включая его самого. Но спрятать ложь труднее всего в настоящем. По этой причине религия третьей волны цивилизации представляет собой самую сложную, самую запутанную, самую изобретательную и по этой причине самую опасную религию. Наиболее последовательными участниками развития и распространения этой новой религии являются представители демократической партии США, а также многочисленные леволиберальные европейцы. Особенностью государственной религии третьего типа, соответствующей супериндустриальной волне цивилизации, является супермощное использование средств массовой информации.

На стадии третьего типа государственной религии используется прямой подлог и обман, который трудно верифицировать на практике, который при определенных обстоятельствах кардинально исказить, в который нужно заставить людей верить и в который легко могут поверить не очень интеллектуально развитые люди. Эта религия третьей волны  систематически внедряется в сознание людей с помощью новых высокотехнологических средств массовой информации - печати, телевидения, интернета. Если в условиях аграрного общества обладание властью коррелирует с насилием, богатством, происхождением, то на уровне индустриального общества власть может завоёвываться коварством, демагогией, силой. Но в условиях постиндустриального общества, развивающегося в направлении глобализации, методы завоевания власти, характерные для двух предыдущих периодов несовместимы с развитием научного, технологического и социального прогресса, они никак не стыкуются с производственной базой постиндустриального общества, в связи с чем религия третьей волны основана на самом изощрённом обмане полимодельной структуры, максимально имитирующем гуманизм и любовь, хотя в реальности распространяющим антигуманизм и ненависть.

Из утверждения О. Тоффлера о том, что паролем постиндустриального общества являются знания и интеллект, следуют весьма пессимистические выводы. Любое общество неоднородно. Даже в развитом цивилизованном обществе интеллектуально развитые люди составляют лишь небольшую часть популяции тех, кто обладает правом избирать представителей власти. Сумма накопленных обществом знаний практически никак не влияет на долю людей, резко отличающихся от самых продвинутых представителей общества в сторону заметно пониженного интеллекта. Небольшая интеллектуально развитая часть популяции оценивает обещания кандидатов на занятие властных полномочий с помощью интеллекта и жизненного опыта, переработанного на логической основе. Их трудно обмануть, посколько они способны верифицировать практическую реализуемость обещаний, соответствие их здравому смыслу и известному практическому опыту. Речёвки типа "Yes we can!" или "Крымнаш!" для этих людей не могут быть основанием для принятия решений по вопросу об избрании тех или иных людей, по вопросу о доверии этим людям. Но основная часть популяции принимает решение, основываясь на вере в то, что говорят им люди, рвущиеся во власть.

Таким образом, из утверждения о том, что власть на стадии третьей волны основана на интеллекте, прямо вытекает весьма непрезентабельное следствие, что, чем слабее умственные способности среднего избирателя, тем больше вероятность быть избранными теми, которые опираются в своих потугах на завоевание власти на не очень интеллектуально продвинутых избирателей. Более того, нужно сказать, что оглупление избирателей является для многих представителей власти залогом уверенного будущего. В супериндустриальный период развития общества появляется благоприятные ворзможности для реализации личных талантов и трансформации их в удобное, зажиточное существование. Во власть в основном рвутся те, кто вырос в неблагоприятных условиях, у кого скопилась огромная энергия в завоевании вершин власти. Злдесь просто нет необходимсоти доказывать этот тезис. Достаточно взглянуть на глав большинства наиболее развитых современных стран и удостовериться в том, что практически все они - выходцы из неблаговолучного детства или неблагополучной среды. Так вот: огромную опасность для человеческой цивилизации представляет собой корреляция между рвущимися во власть и методами, которыми они обрабатывают избирателей, готовят платформу для избрания себе подобных, как правило, не отличающихся большими административными возможностями. 

(Окончание следует)

Часть IV

Часть VI

Tags: религия, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments