Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Category:

3 — 14 января мы покажем V докфест онлайн. Один день — один фильм

Оригинал взят у novayagazeta в 3 — 14 января мы покажем V докфест онлайн. Один день — один фильм
Совместный проект с «Артдокфестом».

Весь день 3 января (0:00 — 23:59). Фильм открытия «ВОЛШЕБНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ»


Кадр из фильма

Награды: приз «Новой газеты» на фестивале «Сталкер»; Главный приз «Сталкера» за лучший фильм
Режиссер: Анна Булгакова
Сценарий: Анна Булгакова, Николай Вершинин-Консовский
Художественный руководитель: Александр Сокуров
Оператор: Иван Бархварт
Художник: Анна Козлова
Музыка: Мария Ушенина
Продюсер: Николай Янкин
Производство: Некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (Фонд Александра Сокурова)» и ООО «Арт Пикчерс Студия», Россия, 2014.
60 мин.

Вахтанговцу Дмитрию Консовскому предрекали блестящее будущее. Талант, античная внешность, романтическая целеустремленность. Звезда кинофабрики «Межрабпомфильм». В середине тридцатых он виделся символом советского рыцаря со значком ГТО. Кому ж, как не ему, играть волшебного комсомольца Гришу Фокина, человека-мечту, в грядущем поэтическом шедевре Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши. «Это тип юноши, — повторял Олеша, — каким мы мечтали стать, когда были молодыми».

Но после убийства Кирова начинающий актер попадает в мясорубку ГУЛАГа. И его лицо с веснушками уже украшает не актерский отдел студии, а личное дело. Это фотопробы — на казнь. С его силой духа и внутренней храбростью… он легко прошел этот «кастинг».

Новая эра отменяла тонкие игры «душевных соцветий» метафорической поэтики Роома. В «красном квадрате», портретирующем нового человека, не было места полутонам. Но до последнего дня «строгий юноша» (между прочим, родной брат Алексея Консовского, сыгравшего Принца в фильме «Золушка») оставался верным себе. Доказательством тому — листы следственного дела. Безумный храбрец даже в аду под Ухтой публично называл ГУЛАГ «фабрикой мертвецов», говорил, что страной правит группка меньшинства, объявлял голодовку. Фильм становится притчей о величии человека на пороге смерти. Став воплощением романтических героев, жертвующих собой ради других, актер превращается в такого героя.

И еще. У этого кино особая личная интонация, не только профессиональная заинтересованность. Дело в том, что ее авторы — потомки тех самых Консовских…



О своей работе рассказывает режиссер фильма Анна Булгакова

— Это отчасти семейная история: драма недосказанности, недоговоренностей. Всего в семье моего мужа в разные годы было репрессировано пять человек. Никто из Консовских не вернулся (муж Анны Булгаковой, ее соавтор сценария Николай Вершинин-Консовский — внук актера Алексея Консовского. — Л.М.). Позвольте, сформулирую точнее. Я не могла не сделать этого фильма… в опровержение расхожего представления, что люди «искусства» могут существовать при любой партии, политике, обслуживая господствующую идеологию.

Кажется, у меня не было вариантов. Прошлое само выбрало меня. Иначе, чем объяснить, что первое «знакомство» с Дмитрием Консовским произошло 16 декабря, ровно в день его рождения? Я щелкала в интернете страницы, читала о легендарной киносказке Кошеверовой «Золушка». Набирала «Принц — артист Консовский Алексей» и вдруг, выпало: Консовский Дмитрий Анатольевич. Родился в 1907 г., г. Москва; русский; заключенный Ухтпечлага. Арестован 16 декабря 1934 года. Приговорен Тройкой УНКВД Архангельской обл. 5 января 1938 г., обв.: по ст. 58.10 ч. 1 УК РСФСР. Приговор: высшая мера наказания.

То, что 16 декабря его день рождения, мы узнали позже, в Сыктывкаре, читая следственное дело Дмитрия Консовского, а на улице — ураган с дождём, порванные линии электропередач, и в здании ФСБ и МВД Сыктывкара — потоп.

Дальше я встречала его в личных архивах, на групповых фотографиях, где его фамилия всегда не подписана. Находила его фамилию в чужих записных книжках, в каких то обрывках воспоминаний. И бесконечное, бесконечное чувство досады.

Поэтому раскручивание этой истории, наверное, имеет и некий психотерапевтический характер. Хотелось вывести снова его имя на орбиту кино, но, ещё — вернуть его имя — нам, моей семье. Эта история помогла понять мотивы поведения близких людей, их обычной отстранённости, осознанного желания держаться от общественных явлений на расстоянии вытянутой руки, скепсис.

Всё это следствие социального урока, «пощечины» полученной Консовскими, не единожды и даже не дважды.. А ведь в начале… в начале все они горели желанием быть полезными и вовлечёнными.

.... Житель Страны Советов, актёр 30-х, просто человек имевший несчастье думать и смелость говорить. Не правда ли, проблема на все времена? Надо ли уточнять, что историй подобно этой — тысячи. С одним существенным отличием: Дмитрий Консовский имел дерзость оставаться самим собой до конца, тому доказательство — листы следственного дела.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»


ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ

Прошлогодние показы продемонстрировали интерес к актуальной документалистике нашей аудитории не только в России, но и в США, Германии, Канади, Израиле, Украине. Количество зрителей в прошлый год достигало 100 тысяч, что не просто сравнимо, но и превышает число зрителей крупного кинофестиваля (например, ММКФ).



Итак, с 3 по 14 января на сайте «Новой газеты» пройдет новый фестиваль документального кино, принцип будет прежним: один день — один фильм. То есть каждая картина будет доступна с 0:00—23:59. Главным партнером нынешнего фестиваля стал «Артдокфест».


Смотрим. Обсуждаем вместе с вами. И нам, и авторам важно мнение зрителей. Его вы сможете высказать в комментариях к материалу.

Нам удалось собрать довольно интересную программу. Многие режиссеры уже знают фестиваль — и охотно дают свои картины.

В этих фильмах время пульсирует своими проблемами, переживаниями, вопросами, болью, надеждами. Оправданными. И не очень.

И еще. В программе оказалось много по-настоящему крупных, интересных героев. Знаменитых. Таких, как Горенштейн и Довлатов, Деген, Ройзман и даже обладатель Русского букера Снегирев. И малоизвестных, которых приближает на расстояние «вытянутой руки» документальный экран. Благодаря им, их человеческой уникальности, талантам и ошибкам, прозрению и падениям, сомнениям и персональной ответственности за себя и за страну со всем ее перманентным абсурдом и приступами мракобесия — никак не убивается последняя надежда: ну а вдруг мы доживем до перемен?

Лариса Малюкова,
обозреватель «Новой газеты»



ПРОГРАММА

3 января «Волшебный комсомолец». Фильм открытия. — Режиссер Анна Булгакова, 60 мин.

4 января «Год литературы» — Автор сценария и режиссер Ольга Столповская, 62 мин.

5 января «Брат твой Каин» — Автор сценария и режиссер: Ирина Васильева, 84 мин.

6 января «Самодвиженка» — Автор сценария и режиссер: Юлия Киселева, 60 мин.

7 января «Место Горенштейна» — Автор сценария и режиссер: Юрий Векслер, 80 мин.

8 января «Васька» — Автор сценария и режиссер: Елена Погребижская, 52 мин.

9 января «Довлатов. Пять углов» — Авторы сценария и режиссеры: Аза Бабаян и Вадим Дубнов, 52 мин.

10 января «Мужской выбор» — Автор сценария и режиссер: Елена Демидова, 61 мин.

11 января «Цурцула» .— Режиссер: Алексей Николаев (Тельнов), 52 мин.

12 января «Ройзман. Невыдуманное» — Автор сценаиря и режиссер: Дарья Иванкова, 34 мин.

13 января «Деген» — Авторы сценария и режиссеры: Михаил Дегтярь, Юлия Меламед, 57 мин

14 января «Кровь» — Режиссер: Алина Рудницкая, 62 мин.

Каждая из картин будет доступна к просмотру с 0:00 до 23:59 (мск) по url-адресу этой страницы (http://www.novayagazeta.ru/arts/71365.html) для всех посетителей Novayagazeta.ru за исключением случаев, специально оговоренных продюсерами. По техническим причинам возможны изменения в расписании. О них мы широко проинформируем заранее.




Tags: времена, док.кино, кинозал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments