Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Исхаизм и йогческие духовные практики

Оригинал взят у d_yatsenko в Исхаизм и йогческие духовные практики
А вы знаете что такое Исхаизм?
Это мистическая традиция, возникшая в Византии, попытка понять Бога духовно. "Исхаизм" происходит от греческого слова ἡσυχία(hēsyhia), связанного с понятиями "покой, безмятежность, безмолвие".
В современном трактовании этот термин применяется премущественно к монашескому, отшельническому подвигу.
Но мне кажется что в некоторых аспектах тут много общего с духовными элементами в йоге и прочими восточными практиками! (жирный курсив- мой)

Исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию....Как писал Св. Иоанн Синаит в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное»... Ключевыми для исихазма цитатами из Священного Писания являются: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21), «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5:48), «Когда молишься, войди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему втайне» (Мф, 6:6), ... Несмотря на невозможность чувственного видения Бога Отца, Палама и другие исихасты утверждают, что Божья благодать пронизывает сей мир... Палама сформулировал богословие энергий, отличных от сущности Бога, в противовес тезису Фомы Аквинского о полном тождестве энергии и сущности Бога, и с этим утверждением ... С бытовой точки зрения считается, что исихастская практика приводит человека в состояние умиротворения.


Догматическим обоснованием исихастской практики стали принципы святоотеческой концепции «синергии» - взаимодействия божественной благодати и свободной воли человека, учение о различии божественной сущности и божественных энергий. Система восхождения духа Человека к божеству, учение о самонаблюдении, целью которого было нравственное улучшение, раскрывалась целая лестница добродетелей. На верху лестницы, углубляясь в себя во время сочетания чтения в уме Иисусовой молитвы с "дыхательным методом", инок должен был победить свои страсти и отрешиться от всего земного, в результате чего достигалось созерцание божественного света.


Важнейшей частью исихастской аскетической практики является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Правда, иногда беспрестанное творение про себя «Иисусовой молитвы» представляют как некий универсальный магический ключ, который должен очень быстро и чуть ли не автоматически привести в благодатное состояние даже начинающего подвижника.

...Отцы Церкви писали, что на творение «Иисусовой молитвы» должны уйти многие годы, прежде чем она станет «самодвижной», т.е. осуществляться без усилия. Лишь потом, после многолетних аскетических усилий сможет доставлять подвижнику сладость и лицезрение Божественного света.



Випашьяна также безусильна и для тренировки этой безусильности требуются годы.
Про усмирение эго:

Творить ее (молитву) всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства. Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».

Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник – это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».


Иоанн Лествичник говорит в своей "Лествице":

«Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске».




Tags: молитва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments