Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

ЖЗЛ (АННА РОЗИНА ДЕ ГАС-ЛИСЕВСКА. ЧАСТЬ I - О СЕМЬЕ.)

Оригинал взят у parashutov в ЖЗЛ (АННА РОЗИНА ДЕ ГАС-ЛИСЕВСКА. ЧАСТЬ I - О СЕМЬЕ.)
Сегодня мой рассказ о династии немецких художников-портретистов XVIII- начала XIX века. Большинство имен, о которых пойдет речь неизвестна широкому кругу любителей живописи. Тем интереснее, думаю, будет знакомство и с картинами этих мастеров и с их биографиями. Начнем? ))

Анна Розина де Гас - Лисевска
Anna Rosina de Gasc - Lisiewska


10 июля 1713, Берлин - 26 марта 1783, Дрезден



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Self-Portrait 1767 г.

Немецкая художница-портретистка польского происхождения.

Отец

Анна Розина родилась в Берлине в семье художника польского дворянского происхождения Ежи (Георга) Лисевского (Jerzy (Georg) Lisiewski, 1674 - 6 января 1750).
Отец родился в польском городе Олеско (сейчас территория Львовской области в Украине) в семье лютеран. Город был известен тем, что там родился король Польши Ян III Собеский. Рисовать Ежи учился, по мнению историков, у живописцев, работавших в Олесском замке. Впрочем, на счет места рождения художника существуют разногласия. Например, прусский историк литературы и современник Лисевского - Кристоф Писанский писал, что Георг родился недалеко от города Квидзын (Kwidzyn), который имеет и немецкое название Мариенвердер (Marienwerder), поскольку с 1525 года Квидзын входил в состав Прусского герцогства, потом королевства (с 1701 года), затем Пруссии (1773-1871), а с 1871 года - Германской империи. Польше город был возвращен после Второй мировой войны.




В 1692 году (а по некоторым данным – только в 1700) Лисевский по религиозным соображениям переехал в Берлин. Историк и биограф Хейнекен вносит свои уточнения в биографию Лисевского. Он пишет, что Георг в конце XVII века работал в качестве подмастерья у шведского архитектора Иоганна Фридриха Эосандра фон Гёте (Johann Friedrich Eosander von Göthe, 23 августа 1669 – 22 мая 1728), который попутно обучал парня живописи.



Johann Georg Wolfgang (German, 1662-1744) Portrait of Johann Friedrich Eosander von Göthe (nach Antoine Pesne).

В 1693-1697 годах архитектор попеременно жил в немецком Щецине, принадлежавшем шведской Померании, и в Стокгольме. В 1699 году Гёте был вызван в Берлин ко двору курфюрста Фридриха III Бранденбургского и взял Лисевского с собой. Самым известным творением фон Гёте стал дворец Шарлоттенбург в Берлине, построенный по распоряжению супруги Фридриха I, королевы Софии Шарлотты.
Среди учителей Лисевского называют также шведско-германского живописца Давида фон Краффта (David von Krafft, 1655 – 20 сентября 1724), известного многочисленными портретами шведского короля Карла XII.

В немецкой Померании молодой художник встретил будущую жену - Марию Элизабету Каль (Maria Elisabeth Kahl, ? - 24 сентября 1733), дочь строителя. 24 ноября 1707 года в Берлине Георг и Мария поженились.
В Берлине Лисевский работал при дворе курфюрста Фридриха III Бранденбургского, который в 1701 году стал первым королем Пруссии Фридрихом I (1657-1713). Художник продолжил работать в качестве придворного живописца и при следующем короле Пруссии, старшем сыне Фридриха I – Фридрихе Вильгельме I (1688-1740), восшедшем на престол в 1713 году. Известный под прозвищем «Король-солдат» (Soldatenkönig), Фридрих Вильгельм сразу же занялся реструктуризацией расходов в пользу армии, одним из первых своих заказов художнику король обязал его придумать парадную униформу для солдат и представить ему эскизы.
Историки отмечают, что портреты Лисевского нашли признание короля. Королеве Софии Доротее (1687-1757) тоже нравилась живопись Георга, хотя предпочтение она отдавала «первому художнику» короля, более молодому французу Антуану Пэну (Antoine Pesne, 1683-1757), который еще появится в моем повествовании.
Тем не менее, заказчиками Лисевского были сам король и многие прусские генералы, например, князь Леопольд Ангальт-Дессаусский. В коридорах королевского дворца в Потсдаме Лисевский написал фигуры рядовых солдат прусского Королевского полка. Во дворце за спиной короля шутили: «Если эти солдаты погибнут, то их портреты станут в строй».



Georg Lisiewski (Polish born-German, 1674-1750) Grenadier from Friedrich Wilhelm I's personal batallion, the Potsdam Giants 1737 г. Deutsches Historisches Museum

Князь Христиан Август Ангальт-Цербстский в 1715 году пригласил художника к себе в Щецин, чтобы тот изобразил подчиненных ему солдат прусского пехотного полка. Еще одна серия картин с «униформами» была выполнена Лисевским в 1738 году.
Помимо солдат и генералов художник активно писал портреты муниципальных служащих, купцов и дворян Бранденбурга и Берлина, а также их жен и детей. Историки отмечают, что имена и статус крестных родителей детей самого художника, среди которых были дворяне, военные, ремесленники и художники, свидетельствуют о высоком социальном положении Лесинского при дворе и его творческом престиже.



Georg Lisiewski (Polish born-German, 1674-1750) Kronprinz Friedrich mit Schwarzem und Weißem Adlerorden. 1729 г.
Georg Lisiewski (Polish born-German, 1674-1750) Henriette Marie von Brandenburg-Schwedt mit Witwenhaube. 1747 г.

После вступления на престол в 1740 году короля Фридриха II (Фридриха Великого) (1712-1786) Лисевский, как живописец, стал не востребован. У художника остались заказчики и покровители в княжестве Ангальт-Дессау, но после смерти Леопольда I Ангальт-Дессауского (1676-1747), известного прусского полководца и личного друга короля Фридриха Вильгельма I, и оттуда перестали поступать заказы. А спустя три года Георг Лисевский умер.
Художник подписывал свои картины редко, они сильно отличаются по качеству и стилю, поскольку Георг часто «подстраивал» свой индивидуальный стиль под заказчика, поэтому атрибутирование картин всегда было затруднено. Искусствовед Адольф Фойльнер даже назвал работы Лисевского «мануфактурными портретами». В историю художник вошел, прежде всего, как основатель династии художников и первый учитель своих детей.

Дети

Во многих источниках пишется, что у художника было трое детей, которые все родились уже в Берлине, и все они продолжили дело отца, став живописцами. Но, оказывается, Лисевский был многодетным папашей. Мария Элизабет Каль родила ему девятерых детей, четверо из которых умерли в младенчестве: Иоганн Пауль (1709), Мария Кристина (1715), Мария Элизабет (1719) и Кристина София (1723).
Старшая дочь Лисевских - Доротея Элизабет (1711-1741). Занималась ли девушка живописью неизвестно, но в середине 1730-х годов она вышла замуж за ученика своего отца, художника-портретиста и придворного живописца Давида Маттье (David Matthieu, 1 мая 1697 - 8 июня 1756) и в 1737 году родила сына Георга Давида, о котором речь впереди. Через три года Доротея Элизабет скончалась в возрасте 30 лет. О самом художнике тоже мало что известно. Историки лишь констатируют факты, что Маттье служил при Мекленбургском дворе и в 1738 году вместе с наследным принцем Фридрихом Мекленбургским совершил поездку в Париж.
Еще об одной дочери Лисевского - Марии Магдалине (1717-1771), известно лишь, что она вышла замуж за некоего Шванефельдта (Schwanefeldt).
Остальные две дочери и сын - Анна Розина, Анна Доротея и Кристоф Фридрих Рейнхольд, действительно, продолжили дело отца и стали художниками-портретистами. О них и поведем рассказ.

Сестра и брат - художники

Анна Розина была второй дочерью Лисевского. Ее при крещении нарекли Барбарой Розиной, но со временем первое имя было заменено немецкой формой – Анна. Хотя в некоторых источниках художницу все же называют Барбарой, что вносит порой путаницу в идентификацию. Как и младших брата и сестру, Анну Розину учил рисованию отец.

Еще одна дочь Лисевского - Анна Доротея, стала самой известной представительницей семьи, но под фамилией мужа фон Тербуш (Anna Dorothea von Therbusch (Lisiewska), 23 июля 1721 – 9 ноября 1782). Об этой художнице я писал целый материал здесь.



Anna Dorothea von Therbusch (German, 1721-1782) Self Portrait.1761 г.
Anna Dorothea von Therbusch (German, 1721-1782) Self-portrait with Monocle. 1777 г.

И, наконец, младший брат - Кристоф Фридрих Рейнхольд Лисевский (Christoph Friedrich Reinhold Lisiewski, 3 июня 1725 - 11 июня 1794). Кристоф – самый малоизученный представитель семейства, хотя его картины представлены в интернете, а в его время художника называли выдающимся портретистом Германии XVIII века.



Christoph Friedrich Reinhold Lisiewsky (German, 1725-1794) Selbstporträt mit einem Porträt seiner Tochter.

В немецком Шверине в 2010 году прошла большая выставка, посвященная творчеству Кристофа, его семейства и знаменитых современников. Благодаря публикациям к открытию выставки, удалось кое-что узнать о младшем брате Анны Розины и Анны Доротеи.

В 1752 году Кристоф Лисевский был назначен придворным художником принца Ангальт-Дессау. За 20 лет, в течение которых он служил в качестве придворного художника в княжестве, а с 1807 года – герцогстве Ангальт-Дессау, художник воплощал и в портретах, и в жанровых работах идеи Просвещения, которыми увлекался сам принц Ангальт-Дессаусский. Судя по исторической хронологии этим принцем был старший сын Леопольда II Максимилиана Ангальт-Дессауского (1700-1751) – Леопольд III Фридрих Франц Ангальт-Дессауский (Leopold III. Friedrich Franz von Anhalt-Dessau, 1740-1817), который с достижением совершеннолетия в 1758 году стал правящим князем Ангальт-Дессау.



Christian Friedrich Reinhold Lisiewski (German, 1725-1794) Portrait of Leopold III. Friedrich Franz von Anhalt-Dessau (1740-1817) 1762 г.
Unbekannter Künstler Porträt des Leopold III. Friedrich Franz, Fürst und Herzog von Anhalt-Dessau (1740-1817).

За время службы у Леопольда III Кристоф неоднократно посещал Дрезден и Лейпциг, выполняя заказы на портреты зажиточных горожан - торговцев, университетских профессоров и богословов. Историки пишут, что художник был даже знаком с Иоганном Себастьяном Бахом, только вот неизвестно, писал ли он его портрет.
Еще в творческом наследии Лесинского сохранилась картина, названная "Портрет художницы". Судя по внешнему сходству, думаю, это портрет старшей сестры Кристофа - Анны Розины. Хотя, возможно, я и ошибаюсь...



Christoph Friedrich Reinhold Lisiewsky (German, 1725-1794) Portrait of a Female Artist.

В 1772 году Кристоф покидает двор принца Ангальт-Дессаусского и возвращается в Берлин. Считается, что причинами переезда могли стать как жизненные проблемы, так и творческий кризис жанра. Следующие почти семь лет Лисевский провел в Берлине, деля одну студию со своей старшей сестрой Анной Доротеей фон Тербуш, к тому времени уже известной в Европе художницей с репутацией прекрасного портретиста. Напомню, что в начале 1770-х годов Анна Доротея была уже почетным членом трех Академий художеств (в Штутгарте, Париже и Вене), поработала в качестве придворного живописца у нескольких немецких курфюрстов, выставлялась в Парижском Салоне, дружила с Дени Дидро. В 1769 году художница была назначена придворным портретистом Фридриха II Прусского. Поэтому, несмотря на свои личные финансовые затруднения, Анна Доротея поддерживала и опекала младшего брата.
В 1779 году, после смерти своего племянника, художника Георга Давида Маттье, по рекомендации своей второй сестры Анны Розины, Кристоф был назначен придворным живописцем герцога Мекленбург-Шверинcкого Фридриха Благочестивого, а с 1786 года служил у его преемника и племянника Фридриха Франца I. Художник вместе со своей семьей переехал в 1779 году в город Людвигслуст (Ludwigslust) в Померании и прожил там, в общей сложности, 15 лет до самой своей смерти летом 1794 года.



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Friedrich der Fromme, Herzog von Mecklenburg-Schwerin (1717-1785) 1772 г. Private collection Gut Hohen Luckow

Надо отметить, что в 1783 году Кристоф Лисевский стал почетным членом Прусской академии художеств в Берлине. Художник в течение всей своей творческой жизни пытался завоевать Берлин, пристроиться в столице придворным живописцем, но этого так и не произошло. Одной из причин такой неудачи историки называют его «медлительность».
Лисевский, действительно, каждый жест и позу списывал с «живой модели», вместо того, чтобы писать, как многие из его коллег, только голову и руки, а фигуру и костюм дописывать уже с манекена. Историки пишут, для того, чтобы написать один портрет, Кристоф «мучал» сеансами своих моделей около 24 дней. Но, тем не менее, художник точно воспроизводил характер и был скрупулезным физиономистом, блестяще работал над изображением деталей – ткани, пуговиц и т.д. При этом художник не льстил ни одной из своих моделей (что могло тоже быть причиной нежелания видеть его при королевском дворе). Несмотря на бородавки, обвисшие щеки или глаза навыкате, которые Кристоф изображал очень натуралистично, с портретов на зрителя смотрели живые люди, такие, какими их наградила Природа. Историки вспоминают, что портрет короля Фридриха Великого (Friedrich der Große, 1712-1786), написанный в 1782 году, вызвал у современников просто шок! Художник изобразил пожилого монарха небритым, обрюзгшим и неопрятным стариком, хотя для всех он был всю жизнь сияющим героем-воином. Увы, мне не удалось найти этот портрет, хотя на и полотнах других живописцев того периода Фридрих изображается примерно таким же – толстым и старым.

О таланте художника, судя по оценкам искусствоведов, говорит и его автопортрет, написанный в жанре «ноктюрн» – ночной картины. Этот жанр, как известно, был популярен в Нидерландах, и считался признаком живописной виртуозности художника.



Christoph Friedrich Reinhold Lisiewsky (German, 1725-1794) Selbstbildnis bei Kerzenlicht. 1760 г. Staatliches Museum Schwerin

Подводя итог жизнеописанию Кристофа Фридриха Рейнхольда Лисевского, отмечу, что творческая активность художника длилась почти полвека (45 лет). Его портреты, написанные в стиле барокко, своей реалистичностью и даже натурализмом практически подготовили, наряду с творчеством других современников, переход к классицизму. Увы, из-за медлительности автора в работе, а еще из-за хаоса двух мировых войн ХХ века, до настоящего времени сохранилось около 140 работ Лисевского. Большинство картин находится в государственных коллекциях в Дессау (42 картины и настенные украшения), Берлине, Лейпциге, Дрездене, Шверине и Лейдене, есть работы художника и в петергофских дворцах под Санкт-Петербургом. Но, увы, на сегодняшний день о художнике не издана ни книга, ни диссертация.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Tags: ЖЗЛ, живопись, изобразительное искусство, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments