Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Categories:

ЖЗЛ (АННА РОЗИНА ДЕ ГАС-ЛИСЕВСКА. ЧАСТЬ II - О CУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ.)

Оригинал взят у parashutov в ЖЗЛ (АННА РОЗИНА ДЕ ГАС-ЛИСЕВСКА. ЧАСТЬ II - О CУДЬБЕ И ТВОРЧЕСТВЕ.)
ОКОНЧАНИЕ
НАЧАЛО здесь

Вот, наконец, я добрался и до личности самой художницы, благодаря которой у меня возник интерес к династии немецких портретистов Лисевских.

Анна Розина. Начало творческого пути.

Ну, а теперь вернемся к нашей героине – старшей сестре Кристофа и Анны Доротеи.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Selbstporträt. 1782 г. Niedersächsisches Landesmuseum, Hannover

Получив начальное образование в мастерской отца, девушка отправилась в Берлин, где училась у придворного живописца французского происхождения и директора Берлинской Академии художеств с 1722 года Антуана Пэна (Antoine Pesne, 29 мая 1683 - 5 августа 1757).






Antoine Pesne (French born-German, 1683-1757) Selbstbildnis.

Образование Антуан получил во Франции у своего отца Жана, малоизвестного портретиста, и двоюродного дяди, придворного живописца Людовика XIV и директора Королевской Академии художеств - Шарля де Ла Фосса (Charles de La Fosse, 15 июня 1636 - 13 декабря 1716). В 1705-1710 годах Пэн учился в Венеции, Неаполе и Риме, а в 1710 году прусский король Фридрих I вызвал молодого француза в Берлин в качестве своего придворного живописца.



Antoine Pesne (French born-German, 1683-1757) Self-portrait with Daughters Henriette Royard and Marie de Rège in front of the Easel. 1754 г. Gemäldegalerie, Berlin

Анна Розина оказалась талантливой ученицей, она освоила стиль, в котором работал Пэн. В четырнадцать лет Анна Розина написала свой первый «взрослый портрет», причем, позировала ей принцесса Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская, позже Ангальт-Цербстская (Johanna Elisabeth von Schleswig-Holstein-Gottorf, 24 октября 1712 - 30 мая 1760), которая известна, прежде всего, как мать российской императрицы Екатерины II.
Вероятней всего, эта картина не сохранилась, поскольку принцесса и художница были ровесницами, соответственно, Иоганне Елизавете в 1727 году было всего 15 лет. Впрочем, к этому времени принцесса, после смерти отца в 1726 году, уже была выдана замуж за 37-летнего прусского генерала, князя Христиана Августа Ангальт-Цербстского. А через два года у нее родилась дочь София Августа Фредерика (1729-1796), ставшая впоследствии Императрицей Всероссийской. Кстати, Лесинска за пару лет до отъезда юной Софии Августы Фредерики в Россию написала ее портрет.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Catherine II in youth. 1742 г. Русский музей

Матушку же ее художница еще раз написала уже в начале 1750-х, поскольку на картине Иоганна Ангальт-Цербстская изображена с орденом Святой Екатерины I степени, пожалованным императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, по прибытии Иоганны с дочерью в Россию. В 1764 году, судя по дате, Анна Розина выполнила копию с этого портрета.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Johanna Elisabeth von Schleswig-Holstein-Gottorf, spätere Fürstin von Anhalt-Zerbst (1712-1760) (detail). 1752 г. Schloss Gottorf



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Portret Joanny Elżbiety z domu księżniczki Holstein-Gottorp, księżnej Anhalt-Zerbst, z orderem Sw. Katarzyny. 1764 г.

Между прочим, писал Иоганну в 1746 году и учитель художницы Антуан Пэн, этот портрет находится нынче в Эрмитаже.



Antoine Pesne (French born-German, 1683-1757) Portrait of Johanna Elisabeth Princess of Anhalt-Zerbst. 1746 г. The Hermitage, St. Petersburg

Первый брак

В 1741 году Анна Розина в Дрездене вышла замуж за вдовца, у которого это был уже третий брак. Мужем художницы стал супруг ее родной сестры Доротеи Элизабет, скончавшейся в том же 1741 году, - Давид Маттье (David Matthieu, 1697-1755). И, соответственно, Анна Розина стала приемной матерью четырехлетнему сыну художника, своему родному племяннику – Георгу Давиду Маттье (Georg David Matthieu, 20 ноября 1737 - 3 ноября 1778).

Георг Давид, как и отец, и как мачеха тоже стал художником-портретистом. Благодаря отцу и Анне Розине, мальчик с детства вращался в среде придворных живописцев, семьи Лисевских в том числе.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) An Allegory of Hearing.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Bildnis einer dame mit rose. 1741 г.

Где Георг Давид получил образование неизвестно, но в юности он был близким другом художника-пейзажиста Якоба Филиппа Гаккерта (Jakob Philipp Hackert, 15 сентября 1737 - 28 апреля 1807), и даже сопровождал его в учебных поездках в Италию. Гаккерт окончил Берлинскую Академию художеств, возможно, и Маттье учился там, но об этом нет никаких сведений в его биографиях.



Augusto Nicodemo (Italian, 1761–1800) Jacob Philipp Hackert in his Studio, Naples. 1797 г. Alte Nationalgalerie

Относительно Гаккерта замечу также, что художник был очень успешным пейзажистом второй половины XVIII века, ему заказывали картины императрица Екатерина II, её сын наследник престола Павел Петрович, граф Юсупов, граф Григорий Орлов, поэтому многие работы художника хранятся в России – в Эрмитаже, Гатчинском, Царскосельском и Петергофском дворцах, в Военно-Морском музее Санкт-Петербурга. После смерти художник был забыт, и только выставка в Эрмитаже, прошедшая в конце 1990-х годов, вызвала к нему повторный интерес специалистов и публики.

Георг Давид Маттье в 1762-1764 годах был частым гостем в доме Адольфа Фридриха фон Олтхофа (Adolf Friedrich von Olthof, 1718-1793).



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Portrait of Adolf Friedrich von Olthof (1718-1793).

Фон Олтхоф был губернатором приморского города Штральзунда на севере Германии, который в 1648 году по Вестфальскому миру был включён в Шведскую Померанию и оставался шведской крепостью до 1815 года, после чего был передан Пруссии. Кроме того, Олтхоф был меценатом и любителем живописи. Маттье написал много портретов семьи губернатора, семей среднего класса и шведских благородных семей Штральзунда. Кстати, друг Георга Давида – Гаккерт также оформлял усадьбы Олтхофа пейзажами и даже сопровождал его в 1764 году во время поездки в Швецию.



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Joachim Ulrich Giese, schwedisch-pommerscher Kaufmann und Bankier (1719-1780). 1762-1764 гг. Gemäldegalerie, Berlin
Georg David Matthieu (German, 1737-1778) The Wife of Joachim Ulrich Giese. 1762-1764 гг. Gemäldegalerie, Berlin

Благодаря покровительству Олтхофа, Маттье получил заказ на портрет принцессы Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой (Sophia Charlotte of Mecklenburg-Strelitz, 19 мая 1744 – 17 ноября 1818), которая в 1761 году вышла замуж за короля Великой Британии и Ирландии Георга III и стала королевой. Этот портрет был выполнен для того, чтобы украсить резиденцию (замок Грипсхольм) короля Швеции Адольфа Фредрика, чья жена Луиза Ульрика Прусская была сестрой Фридриха Великого.
Благодаря этому портрету, Маттье в 1764 году получил должность придворного живописца великого герцога Мекленбург-Шверинского и переехал с семьей во дворец Людвигслуст - летнюю резиденцию герцога. Оставшуюся часть жизни художник провел при Мекленбург-Шверинского дворе, выполняя портреты герцога, его семьи и родственников.



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Herzog Friedrich. 1772 г.
Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Herzogin Louise Friederike with the court's African servant Caesar. 1772 г.



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Erbprinz Ludwig von Mecklenburg-Schwerin (1725-1778). Schloss Schwerin
Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Portrait of duchess Ulrike Sophie of Mecklenburg. 1765 г.



Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Duchess Sophia Frederica of Mecklenburg-Schwerin as Child. 1765 г. Staatliches Museum Schwerin
Georg David Matthieu (German, 1737-1778) Prinzessin Sophie Friederike, Sammlung Christian Ludwig, Herzog zu Mecklenburg. 1774 г. Schloss Ludwigslust

Среди учеников Маттье выделялся Кристиан Людвиг Зеехас (Christian Ludwig Seehas, 8 октября 1753 - 26 июля 1802), которого художник метил в свои преемники, но отношения между учителем и учеником как-то не сложились, поэтому Зеехас уехал учиться в Дрезденскую Академию художеств, затем продолжил образование в Вене и Италии (в 1786-1790 годах).
Когда в 1778 году 41-летний Георг Давид Маттье скоропостижно скончался, благодаря связям своей приемной матери Анны Розины и ее сестры Анны Доротеи фон Тербуш, место придворного художника герцога Мекленбург-Шверинского занял их брат, родной дядя Маттье – Кристоф Лисевский. Отмечу лишь, что после смерти Лисевского в 1794 году Зеехас вернулся Людвигслуст и все-таки получил должность придворного живописца.
Картины Маттье находятся сейчас во многих замках-музеях бывшего герцогства, некоторые из них также приобретены Государственным музеем Шверина и Берлинской картинной галереей.

Возвращаясь к личности Анны Розины, отмечу, что ее брак с Маттье-старшим продлился 14 лет, и она родила двух детей: дочь Розину Кристиану Людовику (1748-1795) и сына Леопольда (1750-1778), которые тоже стали художниками. Но их творчество абсолютно не изучено, поскольку Леопольд умер в 38-летнем возрасте, а Розина, когда ей исполнилось всего 47 лет. Поэтому о них даже в интернете нет никакой информации. Правда, нашел одну из картин Розины Маттье, которая говорит о том, что она тоже была талантливой портретисткой.



Rosina Christiana Ludovica Lisiewska (German, 1748-1795) A Portrait of a Lady.

Второй брак

После смерти мужа Давида Маттье в 1755 году, Анна Розина, наконец-то вплотную занялась творчеством. Пишу «наконец-то», поскольку за период ее замужества в ее творческой жизни не произошло никаких ярких и значимых событий.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Hetman wielki litewski Michał Kazimierz Ogiński. 1755 г.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Porträt einer dame des mopsordens.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) A Lady with a Dog on her Lap.

Уже через два года, в 1757-м, 44-летняя художница получила должность придворного живописца при дворе князя Фридрих Август Ангальт-Цербстского (Friedrich August, Fürst von Anhalt-Zerbst, 1734-1793) – родного брата императрицы Екатерины II и последнего правителя княжества Ангальт-Цербст.

Анна Розина за десять лет своего пребывания при дворе князя, застала и первую его жену – Каролину Вильгельмину Софию Гессен-Кассельскую (1732-1759), и вторую свадьбу в мае 1764 года, когда Фридрих Август женился почти на своей тёзке – принцессе Фридерике Августе Софии Ангальт-Бернбургской (1744-1827). Увы, оба брака были бездетными, и после смерти князя в 1793 году линия Ангальт-Цербстских пресеклась.
С 1757 по 1766 год Анна Розина написала более сорока портретов придворных дам княжества Ангальт-Цербст.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Prinzessin Anna Elisabeth Luise von Preußen (Prinzessin Ferdinand). 1756 г.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Interior with Heinrich Albert Thalbitzer (1737-1785), Preussian consul in Helsingør. 1762 г.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Portrait of Katharina Friginn Knorr sitting in a Landscape.

Отмечу, что из-за политических трений с Пруссией князь Ангальт-Цербстский с 1758 года не проживал на территории княжества, а после заключения второго брака он с супругой в 1765 году поселился в швейцарском Базеле. Это, видимо, и послужило причиной того, что художница распрощалась со своими «работодателями».

За время своей придворной службы Анна Розина успела вторично выйти замуж. В 1760 году в Брауншвейге ее вторым мужем стал высокопоставленный чиновник Берлинского суда Луи де Гас (Louis de Gasc, 1718-1793). О Луи нет никаких сведений, кроме упоминания о том, что в 1779 году он был профессором французского языка и литературы в одном из университетов Пруссии. Второй брак был бездетным, хотя некоторые источники настаивают на том, что именно от де Гаса художница родила двоих детей.
Еще известно, что де Гас был большим другом немецкого писателя, драматурга и философа Готтхольда Эфраима Лессинга (Gotthold Ephraim Lessing, 22 января 1729 - 15 февраля 1781). Анна Розина тоже общалась с этим выдающимся представителем эпохи Просвещения, о чем свидетельствует написанный в 1767-1768 годах портрет Лессинга.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Gotthold Ephraim Lessing. 1767-1768 гг.

Распрощавшись с двором Ангальт-Цербст, Анна Розина 1766-1767 годы провела в Гааге. Художница приехала в столицу Южной Голландии и местопребывание королевского двора в надежде получить там должность придворного живописца, и заодно, чтобы увидеться с сыном Леопольдом, который брал там уроки рисования (правда, неизвестно у кого из живописцев). О присутствии де Гас-Лисевской в Гааге говорит тот факт, что в протоколах Гаагской Гильдии художников значится ее имя в ведомостях об оплате взносов. Впрочем, в Голландии у художницы с карьерой ничего не вышло, и в 1767 году она вернулась в Брауншвейг, пытаясь получить место официального придворного художника там.
Жена герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского Карла I (1713-1780) – принцесса Прусская, герцогиня Брауншвейг-Вольфенбюттельская Филиппина Шарлотта (1716-1801), была добра к художнице, заказывала ей свои портреты.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Duchess Philippine Charlotte, wife of Duke Karl I.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Philippine Charlotte of Brunswick-Wolfenbüttel. 1769 г. Pastell Herzog Anton Ulrich-Museum).



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Philippine Charlotte of Prussia, Duchess of Brunswick Wolfenbüttel. 1770-е гг.

Но статус придворного живописца герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель Анна Розина получила только спустя десять лет – в 1777 году. И это при том, что еще в 1769 году художницу избрали Почетным членом Дрезденской академии изобразительных искусств.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Anna Amalia, Herzogin von Sachsen-Weimar-Eisenach, Erbprinz Karl August und Prinz Friedrich Ferdinand Konstantin. 1773-1774 гг.
Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Portrait of a Lady as Aurora.



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Portrait of a Woman. 1761 г. Художественный музей, Екатеринбург



Anna Rosina de Gasc-Lisiewska (German, 1713-1783) Damenportrait.

За время пребывания при дворе Анна Розина написала более шестидесяти портретов, среди которых немало ведущих фигур немецкой эпохи Просвещения.
Умерла Анна-Розина де Гас-Лисевска в Дрездене в 1783 году, в возрасте 69 лет.

Вместо послесловия

Династию художников Лисевских продолжили дети Анны Розины - Леопольд и Розина Кристиана Людовика, о которых я уаомянул выше, и дочь брата Кристофа Фридриха Рейнхольда. Информацией о последней мне и хочется завершить свой рассказ.
Фредерика Юлиана Лисевска (Friederike Julie Lisiewska, 26 декабря 1772 - 27 апреля 1856) родилась в Дессау у 47-летнего Кристофа Лисевского.



Friederike Julie Lisiewska (German, 1772-1856) Self-Portrait of the Artist, aged twenty-one. 1793 г.

О матери девочки ничего неизвестно, а судя по возрасту отца, женился он поздно. В год рождения дочери ее отец покинул должность придворного художника принца Ангальт-Дессаусского и вернулся в Берлин. Поэтому детство Фредерики Юлианы прошло в столице рядом со старшей родной теткой Анной Доротеей.
Повторюсь, в 1779 году Кристоф Лисевский получает должность придворного живописца герцога Фридриха Мекленбург-Шверинcкого и переезжает в Людвигслуст. Уже в 1786 году 14-летняя девочка написала два пастельных портрета вдовствующей герцогини Луизы Фредерики (1722-1791). После смерти бездетного Фридриха в 1785 году правителем Мекленбург-Шверина стал его племянник Фридрих Франц I (1756-1837).
В 1792 году Фредерика Юлиана удостоилась стипендии от герцога, что позволило 20-летней девушке отправиться в Берлин получить художественное образование. Портрет отца, представленный на приемных экзаменах, был настолько успешным, что она 1 августа 1793 года была принята в Прусскую Академию художеств и стала ученицей директора Академии, исторического живописца Кристиана Бернхарда Роде (Christian Bernhard Rode, 25 июля 1725 - 28 июня 1797). Увы, о портрете отца нет никаких сведений, неизвестно даже – сохранился он или нет.



Henriette-Felicité Tassaert (French born-German, 1766-1818) Portrait of Christian Bernhardt Rode. 1787 г.

Роде еще в 1756 году стал членом Берлинской академии, а 1783 году был назначен ее директором. Вместе со своим другом, живописцем польского происхождения и тоже академиком Даниэлем Ходовецким (Daniel Nikolaus Chodowiecki, 16 октября 1726 - 7 февраля 1801) Роде до самой смерти пытался возродить Академию, которая на протяжении десятилетий потеряла свое значение при «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I, не интересовавшемся искусством и культурой. Поэтому учеба Лисевской пришлась на период реформ, активно внедряемых после 1790 года.
Кристиан Бернхард Роде умер летом 1797 года, о других учителях Фредерики Юлианы неизвестно, так же я не знаю, до какого года девушка училась в Академии. Известно лишь, что до 1810 она регулярно экспонировались на выставках Академии.
Историки пишут, что в конце 1794 года, после смерти отца, Лисевска приезжала Людвигслуст, чтобы завершить его неоконченный портрет герцога Фридриха Франца I. В 1797 году молодая художница написала портрет берлинского теолога Иоганна Фридриха Цельнера, который потом находился в столичной церкви Мариенкирхе.
В 1802 году, после смерти преемника отца на посту придворного живописца - Кристиана Людвига Зеехаса, Лисевска обратилась с ходатайством о получении этой должности, но получила отказ, поскольку при дворе было решено аннулировать (или сократить по финансовым соображениям) эту должность.

Думаю, этот отказ подкосил художницу и морально, и материально. Следующее десятилетие – белое пятно в биографии Лисевской. Где она жила – неизвестно, но, судя по всему, активно занималась творчеством. Возможно, в этот период она где-то познакомилась с известным немецким поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe, 28 августа 1749 - 22 марта 1832). Поскольку между 1811-1812 годами Фредерика Юлиана отправила поэту в Веймар коробку со своими картинами, в надежде, что он поможет их продать при Веймарском дворе. Но, увы, Гёте не смог помочь художнице.
В 1814 году Лисевска переехала жить в город Гревесмюлен (Grevesmühlen), расположенный в земле Мекленбург-Передняя Померания, где проживала ее сестра. Это единственное свидетельство о том, что у художницы остались родственники. Родная это была сестра или нет – тоже неизвестно. В Гревесмюлене Лисевска прожила до 1836 года, регулярно отправляя свои картины герцогскому двору Мекленбург-Шверина и получая за работу денежные вознаграждения. В 1820 году художница написала еще один свой автопортрет, который представила на выставке в Академии в 1822 году. Сейчас он находится в собрании Национального музея в Нюрнберге (но на сайте музея я его не нашел, видимо, пылится в запасниках).
В 1838 году Фредерика Юлиана переселилась в приморский город Висмар (Wismar) на берегу Балтийского моря. В 1838 и 1840 годах она вновь принимает участие в выставках Берлинской Академии, представляя, в основном, жанровые картины.
Умерла Фредерика Юлиана Лисевска в Висмаре в 1856 году в возрасте 83 лет, так и не достигнув такой известности и популярности, как ее родные тетушки. Поскольку о личной жизни художницы ничего неизвестно, смею предположить, что после смерти Фредерики Юлианы династия известных прусских портретистов XVIII века Лисевских оборвалась…

Источники – Википедия, электронные энциклопедии и словари, сайты 1, 2, сайты зарубежных музеев, галерей и аукционных домов.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Tags: ЖЗЛ, живопись, изобразительное искусство, картинная галерея, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments