Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Category:

Глава 2. Скандинавы или скифы?

Оригинал взят у chest_i_razym в Глава 2. Скандинавы или скифы?

«И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти.»

Итак, начнем с призыва в Ладогу (Альдейгью) Рюрика. Кто призывал? Якобы некий славянин Гостомысл, но так или иначе, призывали горожане из некого поселения. По официальной версии, словенская элита после изгнания варягов и прекращения выплаты им дани не смогла консолидироваться и выбрать вождя. Представить, что сами угнетаемые вдруг попросили на свою шею угнетателей можно только в больном воображении. Отсюда можно сделать следующее предположение: люди, что жили в городе-инициаторе призвания варягов, не были угнетаемыми, а скорее были заодно с эксплуататорами и помогали им угнетать.

Так кто же мог запросить военной поддержки? Третье сословие! Напомню, что аристократия занималась военным ремеслом и презирала сельскохозяйственный труд, но эти воины должны были иметь оружие и другое военное снаряжение, а значит, они все-таки занимались ремеслами. Постепенно старые воины и инвалиды теряли способность участвовать в походах. Тогда они стали просто заниматься ремеслами и торговлей. Аристократия относилась к ним как к младшим братьям и фактически родственникам, кем они на самом деле и были.

Третье сословие совместно с аристократией выступало единым фронтом в угнетении иноэтничных эксплуатируемых масс.
Так кто же призвал Рюрика? Очевидно, что Рюрика призвало это самое третье сословие Ладоги или Русы («скандинавы» на Ладоге впервые появились в начале 750-ых годов).

С этим вопросом всё, теперь другая проблема, как же дело дошло до того, что в местных краях не осталось варяжской аристократии? И второй вопрос откуда торговые люди могли позвать варягов?

Сторонники скандинавской версии твердят, что из Скандинавии, русофилы выступают за местное, славянское происхождение Рюрика-рарога. Но как мы уже выяснили, Рюрика звали вовсе не славяне словене, а купцы, имеющие те же самые, что и Рюрик корни.

На самом деле, верны доводы и тех и других. Вся беда в неверном представлении о том, кто такие скандинавы, русы, славяне 9 века.

Кто такие варяги? Если опираться на Повесть временных лет Нестора, то очевидно, что варяги - скандинавы либо их соседи. Русы – род или одно из племен скандинавских народов. Проживали эти русы по Нестору где-то между Данией и Норвегией. История по Нестору выглядит так, некие варяжские конунги переселились с семьями на территорию нынешней Новгородской области и стали править местными племенами. Оттуда и пошла Русь. Но у этой конструкции есть ряд серьезных проблем с логикой.

Начнем с того, что сами скандинавы в 9 веке не имели государственности, да и города варягов или викингов начали появляться как раз таки в 9 веке или позднее. Фактически на территории Скандинавии от Дании до Исландии бродили ватаги торговцев и бандитов. Эти бандиты часто нанимались на службу немцам и франкам, византийцам. Своя государственность у них появилась несколько позже 860-х годов.

Вторая проблема несторовского взгляда на события 9 века в том, что русы уже делали набег на Константинополь в 860 году, то есть еще до призвания Рюрика (забегая вперед скажу, что русы зафиксированы в византийской хронике аж 770-х годах). Набег этот совершил Киевский князь-конунг-каган Аскольд.

Возможно, Нестор и сам увидел противоречие в своей конструкции, поэтому передвинул этот набег на более позднее время. Аскольдовский набег по Нестору произошел уже в 866 году. Правда сейчас, опираясь на византийские источники, можно установить, что набег был именно в 860 году. Но в принципе Рюрика могли призвать и не в 862 году, а ранее. С датой призвания Рюрика есть большие проблемы ибо это событие не было отражено ни в одном письменном источнике соседних держав. Собственно и сам Новгородский Рюрик не попал ни в один источник, ни в одну хронику, что весьма странно.

Но дата призвания Рюрика не так уж и принципиальна. Главное тут то, что в районе Киева уже была русь. И эта русь была настолько сильна, что могла осуществлять масштабные набеги на Византию. То есть если Рюрик пришел со всей своей русью, то как же русь в Киеве? Или в Киеве была не совсем та русь?

Третий момент. Среди варяжских народов Нестора встречаются и готы. А теперь вопрос, где жили готы в 9 веке? На Готланде? Беда в том, что к этому времени в «заморье варжяском» готов быть не могло, по крайней мере эти люди себя уже так не называли и в хрониках готов около Балтики уже нет. Но готы в Европе все-таки есть. Они есть на Юге Крыма. И это утверждение верно и для времени, в котором жил Нестор. Так что заморье вдруг теряет конкретную географическую привязку. Готы жили не в заморье, а на Юге, в Крыму и Нестор должен был это прекрасно знать.

По моему мнению, Рюрик не со всей русью пришел не с Севера, а с Юга. Чтобы разобраться в этом вопросе нужно понять, кто же такие скандинавы, викинги и варяги. Для этого отмотаем время на добрые полторы тысячи лет назад.

В первом тысячелетии до нашей эры греки строили колонии не только в малой Азии, Италии и Египте, но и на северном побережье Черного моря, в Крыму. Богатые и культурно развитые города Северного Причерноморья притягивали варваров. Вокруг этих городов стали складываться протогосударства индоарийских кочевников. Они нам известны под названиями скифы, сарматы, готы, асы, саки, касы и др.

Теперь перейдем к византийским хроникам. Как же византийцы описывали приходящую на них якобы скандинавскую русь? Византийский источник так описывает русского воеводу времен войны Святослава в Болгарии
«Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них."

Вообще же византийцы очень часто именуют русов скифами или одним из скифских народов. И приходят русы грабить Персию и Византию (и даже Испанию) именно из Северного Причерноморья. Русский остров, то есть Таманский полуостров (Таманский полуостров в античное время состоял из ряда островов, разделённых проливами), Тамань - та самая потерянная третья часть (Арта) государства русов в арабских источниках.

Лев Диакон описал гибель одного из вождей русов: «Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один [из воинов], вырвавшись из фаланги ромеев, «сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою». Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу».

Здесь русы названы уже конкретнее не просто скифами, а тавроскифами, что делает наше приближение еще точнее, если учесть, что Таврия – это Крым, а Крым - это готы.

Всё дело в том, что раньше великая степь от нынешнего Китая до Венгрии веками заселялась белыми кочевниками, говорившими на, так называемых, иранских наречиях. Позднее из этого очага вышли те народы, что и залили Древний Рим потоком переселения.

Например, от готов пошли немцы и англичане (протоанглонемецкий язык – готский язык).

Теперь к вопросу, откуда же конкретно пришел Рюрик. Если мы рассмотрим сопутствующие события, то придем к верному открытию. Итак, Олег выбил из Киева некого Аскольда и Дира (либо одного из них). Аскольд варяжское имя (Haskuldr или Höskuldr). Также известно, что Аскольд незадолго до этого организовал удачный поход на Константинополь 18 июня 860-го года.

Теперь все встает на свои места, если предположить, что Киевская Русь уже была единым протогосударством по крайней мере в 850-860-м годы, а правили этим протогосударством варяги, соответственно и в городах сидело третье сословие тоже из варягов. А аристократия Ладоги могла быть выбита как раз в том самом походе Аскольда на Константинополь (возможно, погибла в море). Вот, и пишут варяжские ремесленники и купцы в Киев: пришлите нам бойцов ибо славяне не хотят нам дань то платить (возможно, восстание славянина Храброго привело к бегству последних аристократов-варягов из Ладоги).

Земля наша велика и обильна, грабить и насиловать вдоволь можно, но кто же нас прикроет от мести славянской?
Но и в Киеве (Самватасе) не тупые сидели люди. Сразу отправить людей было нельзя. Вероятно, варягам не хватало сил на всю огромную киевскую державу. Тут Киев бы удержать. Но все-таки Рюрик приходит в Ладогу. Варяги быстро занимают потерянные крепости, строят Новгород (Немогард, Хольмгард) и вновь эксплуатируют окрестных финоугров и славян. Вообще же Рюрик мог прийти откуда угодно: и с Тамани, и с Киева. Но вероятнее всего, прибыл он из Киева (судя по дальнейшим событиям). Так что не был он никаким великим князем, а был лишь военным вождем ватаги варягов северной части Киевской Руси. И никакими особыми делами Рюрик не запомнился (в летописях соседних стран его естественно нет, есть лишь Олег и то потому что он стал киевским князем). Успокоил распоясавшихся славян и сидел в своей крепости. Был он, скорее всего, даже не избранным, а назначенным вождем и назначили его правители Киева – Аскольд или Дир.

После Рюрика правит в Новгороде Олег (Хельг). Ясно, что он не сын Рюрика, а следовательно ни о каком престолонаследии и речи не шло, воевода – это не наследственная должность. Олег также как и Рюрик либо был избран дружиной северных варягов, либо был прислан (назначен) из Киева.

В сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях встречается и Дир и Олег. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок». Под "турками" традиционно понимают венгров.

Официальная версия утверждает, что Олег якобы был регентом при малолетнем Игоре (Ингваре). По летописям чуть ли не на каждом углу Олег говорил о малолетнем сыне Рюрика, называя себя его регентом, а Рюрика князем. Зачем всё это он говорил Аскольду перед его убийством, не совсем ясно. Ведь варягов в Киеве, по официальной летописной версии, Олег обнаружил лишь когда захватил Смоленск. Впрочем, в более достоверном документе – договоре Олега с Византией Олег упомянут как нормальный князь русов, без всяких оговорок.

Итак, Олег приплывает в Киев и хитростью убивает Аскольда или Дира. В несторовской интерпретации история сия выглядит очень неправдоподобно. Если Киев и Новгород два соперничающих государства, или если Аскольд впервые узнает о Новгородской державе, то какого лешего киевские князья поперлись без охраны встречать гостей из Новгорода? Им там больше делать нечего что ли? А вот если предположить, что Киев и Ладога-Новгород уже давно единое протогосударство, торгово-военная корпорация варягов, то все встает на свои места.

Собственно в ПВЛ описана похожая ситуация. Якобы Аскольд и Дир - это воеводы Рюрика, которых он послал в Константинополь. Они доплыли до Киева и остались там, взяв власть в городе в свои руки. То есть фактически и Нестор признает, что русь закрепилась в Киеве до прихода Олега и что разборки между Олегом и Аскольдом-Диром носили характер междоусобной борьбы. Но на Константинополь ходил все-таки Аскольд, да и арабы на первое место ставят именно Дира из Киева, а не Олега. Так что Олег до переворота был всего лишь наместником или воеводой на северных территориях уже тогда единой Руси.

Новгород ежегодно посылает дань с северных территорий в Киев. Никакого полюдья пока ещё нет. Затем из Киева караваны с пушниной, медом, воском и рабами плывут в Болгарию и далее в Константинополь. Дань из Новгорода – важная, если не ключевая часть торгового каравана, поэтому князья в Киеве с нетерпением ждали дань из Новгорода. Вот и ломанулись князья практически без охраны, посмотреть, какие в этом году будут торговые обороты. И опасаться им там было с их точки зрения нечего, ведь приплыли их же подчиненные, Олег, которого они же назначили северным воеводой.

Но почему же после расправы над Аскольдом или Диром Киев сдался без боя и принял новую власть, и почему новгородцы сразу же перенесли свою столицу в только что обнаруженный Киев и обложили свой же город данью? Конечно же столица никуда не переносилась, как была в Киеве до Олега так там и осталась, просто поменялся правитель. Теперь к вопросу о том, почему варяги Киева приняли Олега. Скорее всего, вся эта операция по смене власти и была заказана из Киева. Политика Аскольда почему-то вызвала раздражение местной аристократии. Возможно, после похода 860 года часть киевских русов решила принять христианство, и Киев был на грани крещения, поэтому языческая оппозиция сделала ставку на северного наместника Олега, который не только был далек от христиан, но и сам был ведуном.

Итак, киевские варяги захотели другого князя, в Киеве появилась оппозиция. И Олег знал о том, что это убийство не вызовет большого смущения в Киеве. Да и сам Олег вполне мог быть из знатного варяжского рода, некогда осевшего в Киеве, а в Новгороде он лишь отбывал службу. Так или иначе, Аскольду и Диру сказали, что дары этого года из Новгорода выше всяких похвал, и те без оглядки помчались посмотреть своими глазами (а прошлые годы, похоже, был упадок торговли, Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям), там то их и прирезали.

Причем резал киевских князей, скорее всего, сам Олег.
Вероятно, у варягов был обычай, если вождя убивает (в поединке!?) другой варяг, то новым вождем становится убийца. Позднее в истории со смертью Игоря мы найдем этому подтверждение. О похожих порядках пишет и Фрэзер: «В Бенгалии, — замечает один старый английский историк, — как это ни странно, престолонаследие лишь в незначительной мере зависит от родословной претендента… Царем там безотлагательно признают всякого, кто убил своего предшественника и занял его трон. Амиры, вазиры, солдаты и крестьяне считают его полноправным монархом и беспрекословно исполняют его распоряжения.

Итак, Олег – талантливый интриган и возможно колдун стал лидером Киевской Руси (Великая скуфь – византийские хронисты). И он таки делает то, чего от него ждут варяги. Он ведет их к стенам Константинополя и неожиданно для греков совершает самый удачный набег в истории русов.

«И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину... Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно.

Византия платит огромную дань серебром (причем серебро в расчете на каждого воина), заключает позорный договор, по которому варяжские купцы могут бесплатно кушать в Константинополе и ходить в бани. Опять, мы видим особое положение третьего сословия при первых варяжских князьях. По сути, купцы – это родственники аристократов. И конечно же о славянах никто слова и не замолвил. Имена в договоре со стороны русов – варяжские (Кстати вот список русов времен Олега из византийских источников: Карл, Инегелд, Фарлоф, Вельмуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид).

Странно, что летописец не упомянул среди русских городов ни одного города Новгородской Руси. Киев есть, Чернигов есть, но ни Ладоги, ни Новгорода нет. Очень странно. Тут либо ненависть составителя ПВЛ к новгородцам, либо торговля осуществлялась так: купцы из северных земель присылали товары в Киев и Чернигов, а оттуда уже караваны шли в Болгарию и Константинополь. То есть, новгородские торговцы не ходили в Царьград.

Единственное, что было славянского в договоре русов с византийцами – это славянский язык. Договор был сделан на двух языках, греческом и славянском, византийцы сохранили у себя подписанный русами договор на славянском, а русские увезли с собой и греческий оригинал и копию славянского текста договора. И тут встает вопрос. Почему варяги согласились заключить договор на греческом и славянском языке, но не использовали своего языка? Ответ элегантен и прост. Варяги, будучи соседями греческих городов в северном Причерноморье могли вполне неплохо знать греческий язык и считали его языком дипломатии, тем более торговали они в основном с греками, так что и язык и грамоту ромейскую они знали.

Поэтому они конечно же должны были соглашаться на использование греческого языка в договоре. А откуда взялся текст на кириллице и зачем он был нужен? Тут есть две причины. Во-первых, русы плыли в Константинополь через Болгарию, а в Болгарии византийцы уже давно насаждали кириллицу. Поэтому неплохо было бы иметь текст договора и на славянском языке, чтобы в случае чего предъявить эту писульку болгарам (для этого русы взяли с собой назад копию и на славянском языке). Но скорее всего, инициаторами составления славянской копии договора были византийцы. Они стремились распространить свое влияние на молодые славянские государства, что плодились западнее Византии. Но есть и еще одна причина, ключевая причина, но о ней позже.

Вернемся к варягам. Есть в их истории серьезная загогулина. Дело в том, что варяги были одновременно потомками и скифов и скандинавов. Точнее, скифы были предками скандинавов, а часть скандинавов стала позднее варягами. Как же такое могло получиться?

Судя по тому, что викинги и русы были неплохими рекоходами и пешими воинами, можно сделать вывод, что они произошли из индоарийских племен Северного Причерноморья, специализировавшихся на речном судоходстве (в отличие от конников сарматов, создавших Польшу). В пользу этого говорит и традиция сжигать умершего в ладье, точно также поступали с умершими и викинги. Так вот, варяги=русы изначально были частью этого самого народа, некогда обитавшего в Северном Причерноморье. Но так называемое великое переселение народов не могло сохранить варягов в Причерноморье, где мы их снова находим в 8 веке. Спасаясь от нашествия тюрок и гуннов часть протоваряжского населения двинулась на Север и в итоге заселила нынешнюю Данию, а потом и остальную Скандинавию, причем процесс этот был медленным и к 8 веку самих варягов в Скандинавии очень мало. Но спустя некоторое время, часть уже скандинавов в рамках экспансии викингов решила вернуться в родные края. И прежде всего они вернулись в Крым и заселили Тамань. Ибо Тамань – идеальная база для торгово-пиратского образа жизни варягов. Конечно, они вернулись не на пустое место. К тому времени в этих местах были греческие и хазарские города и крепости. Отличные воины и мореходы варяги сразу же начали наниматься служить и грекам и хазарам. Благодаря этому хазары и греки смирились с возникновением варяжских поселений в Крыму и на Тамани. Закрепившись, варяги начали собственную игру, сохраняя при этом союзнические отношения и с хазарами и с греками.

В 773 году в войне против болгар Константин V сначала направил на врага свой основной флот, состоявший из двух сотен кораблей, а затем сам вышел в море со своей особой флотилией «русских кораблей»


Конечно же, их было не так уж и много, однако отличное владение судоходством, гены воинов сделали свое дело. Варяги не только вернули свою священную землю, землю предков, но и смогли покорить славянское население среднего Днепра. Так что Рюрик - генетически выходец из северного Причерноморья, чьи пращуры некогда бежали оттуда, и чьи родители вернулись на Родину (в Тамань) из Скандинавии (вероятно, Дании) в 8 веке или еще ранее.

Теперь попытаемся объяснить, почему Нестор однозначно указывает на скандинавское происхождение варягов. Тут есть несколько причин.
Во-первых, нужно знать этнополитическую ситуацию во времена самого Нестора (начало 12 века). К этому времени варяги на Тамани были разгромлены, и влияние Южной Руси снизилось. С другой стороны, варяги в самой Скандинавии к тому времени уже сильно укрепились и создали наконец свои государства. И с этими государствами Киевские правители, современники Нестора и их предшественники вели дела. Во времена Нестора варяги приходили исключительно из Скандинавии, поэтому Нестор и не мог написать, что русь пришла с Тамани, ибо это был нонсенс для его времени. Во-вторых, скандинавские страны стали главными партнерами Руси. Браки, вербовка воинов, Русь времен Нестора очень сильно была связана со Скандинавией, поэтому приписать Рюрика скандинавам был отличный политический ход. Но для этого пришлось снизить роль Аскольда и вообще забыть про Тамань.
А теперь поговорим о том, кто же такие славяне…
Map

Tags: Русь, всемирная история
Subscribe

  • Москвич-400 (401).

    Оригинал взят у slavikap в Москвич-400 (401). Оригинал взят у amarok_man в Москвич-400 (401). Москвич - это первый…

  • Калужская автострада

    Оригинал взят у wlad11 в Калужская автострада Ну и немного фотографий с самого авто-ретро-фестиваля "Автострада" в Калуге.…

  • Музей антикварных машин

    Оригинал взят у photootchet в Музей антикварных машин Надо сказать, что в отличие от множества моих знакомых, я к машинам отношусь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments