Юрко_Фальоса (falyosa) wrote,
Юрко_Фальоса
falyosa

Category:

3 фев • День прп Максима Грека • Максимов день • Иван Грозный учредил опричнину • Царевич Алексей

Оригинал взят у pismadljaliz в 3 фев • День прп Максима Грека • Максимов день • Иван Грозный учредил опричнину • Царевич Алексей

День преподобного Максима Грека
                Преподобный Максим Грек (1475—1556) был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания). Юноша получил блестящее образование, много путешествовал, изучал языки и науки в странах Европы, побывав в Париже, Флоренции, Венеции. Вернувшись на родину, Максим прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном).
               В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
                Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита.
              Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
                Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного.
            Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий он стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице подвижник написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...».



              Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение.
              Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
              Святой преставился 3 февраля (по новому стилю) 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало чудес, свершившихся у гробницы подвижника, на которой написаны тропарь и кондак ему.
             Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

В народном календаре

Максимов день, Максим-утешитель
              3 февраля — день памяти Максима Грека, религиозного публициста и переводчика. Он родился в 1475 году в Греции, но впоследствии приехал в Россию, где занимался переводом духовных произведений. Первой его большой работой было переложение на русский язык Псалтырей. Максим Грек до конца своих дней жил в России, умер в 1556 году в Троице-Сергиевой Лавре.
            Максима в народе называли утешителем. Считалось, что он помогает людям в бедах; ему молились о заступничестве за вдов и сирот. Каждый человек в Максимов день должен был вспомнить добрым словом всех, кто когда-либо приходил ему на помощь, а по возможности — и отблагодарить их делом. Также в этот день молились о благополучии семьи. Супруги выходили во двор, держась за руки, и вместе стряхивали с деревьев иней. При этом говорили: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу».
            На Максима пытались предсказать погоду и урожай. На этот счет существовало множество примет. Чистое небо предвещало мороз и плохой урожай. О морозе говорила и ясная заря. А если месяц ночью светит сквозь облака — «доброе будет жито».

Знаменательные события

Иван Грозный учредил опричнину
           Опричнина – период в истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».
                 Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия... Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьей внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. 3 января 1565 года он объявил о своем отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.
Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину».
              В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т.п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены около 20 городов (в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие); прежние жители были переселены на другие улицы.
             В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
              В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование – войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение ее отменить. Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек, однако многие историки считают эту цифру заниженной.
1718 Петр I лишил своего сына Алексея прав наследника престола
        3 февраля 1718 года Петр I лишил своего сына Алексея прав наследника престола. Права эти перешли к малолетнему царевичу Петру (который однако скончался в 1719 году). Алексей был сыном Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной.
1826 Александр Грибоедов был арестован по подозрению в причастности к восстанию декабристов
         Александр Сергеевич Грибоедов, служивший при генерале Алексее Петровиче Ермолове, был арестован в крепости Грозной 3 февраля 1826 года по подозрению в сопричастности декабрьским антиправительственным событиям.
1933 В Кембридже состоялось торжественное открытие Мондовской лаборатории
          В 1921 году Петр Капица направлен в научную командировку в Англию с группой российских ученых на стажировку в Кавендишскую лабораторию великого физика Эрнста Резерфорда в Кембридже.
1966 Советская станция «Луна-9» впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну
          В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство».
1972 Открылись XI зимние Олимпийские игры в Саппоро (Япония)
          XI зимние Олимпийские игры проводились с 3 по 13 февраля 1972 года в городе Саппоро (Япония), который выиграл право проведения Игр 1972 года с большим преимуществом в голосах у канадского Банфа, финского Лахти и американского Солт-Лэйк-Сити.

Родились в этот день
1809 Феликс Мендельсон немецкий композитор, известный как автор Свадебного марша
1851 Генрих Трюбнер немецкий художник
1874 Гертруда Стайн американская писательница
1941 Эдуард Володарский советский и российский сценарист, драматург, Заслуженный деятель искусств РСФСР
1942 Евгений Шапошников советский военачальник, последний министр обороны СССР, маршал авиации
1973 Андрей Чернышов российский актер театра и кино

Умерли в этот день
1252 Святослав III Всеволодович великий князь владимирский (1246-1248)
1870 Константин Данзас русский офицер, друг и секундант А.С. Пушкина
1924 Томас Вудро Вильсон 28-й президент США (1913-1921), Нобелевский лауреат
1956 Эмиль Борель французский математик, профессор
1994 Георгий Щедровицкий советский философ и методолог, общественный и культурный деятель
1997 Михаил Якушин советский футболист и хоккеист, футбольный тренер


О царе Иване Грозном и его опричнине рассказывает shatff:
               3 января 1565 года принято считать датой начала опричнины – самого известного, и в то же время загадочного феномена правления Ивана IV. Скажем сразу: тема постоянно толкуется «сообразно историческому моменту», но общее впечатление достаточно зловещее: так и видятся смертоносные всадники с притороченными к седлам мётлами и собачьими головами – этакие назгулы… Впрочем, обратимся к немногим, более-менее, известным фактам...

              …Итак, примерно месяцем раньше Иван выезжает из Москвы – причём обширность царского поезда при дворе не вызвала подозрений – до тех пор, пока из Александровской слободы (нынешний город во Владимирской области) не пришла грамота. Государь, если в двух словах, объявил: он устал и уходит… От чего устал? От «боярских измен». Куда уходит? Туда, «…где Бог его наставит…»
             (Одновременно по московским посадам читали другую грамоту; из неё народ узнал, что на него-то у царя «…гнева и опалы никакой нет»; и, натурально, возопил к государю, дабы он «государства не оставлял, и их на расхищение волкам не отдавал; …а за государских лиходеев и изменников они не стоят – и сами их истребят»!)
             Таким образом, «народ не безмолвствует», и – «делать нечего, бояре…» (во главе с митрополитом) снаряжаются к Ивану. Он сообщает: вернуться – могу, но требую чрезвычайных полномочий, а именно: «…на всех изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать в казну, и учредить себе на своем государстве опричнину». Исполненные наихудших предчувствий, все соглашаются…

             …Так появилось «царство в царстве», опричнина, под которую отошли внутренние области, включая Москву, – а всё остальное стало земщиной. Эта необычная ситуация продолжалась семь лет – поначалу опричников было около тысячи – потом их численность, видимо, возросла до пяти-шести тысяч. («Видимо» – потому что источников, как обычно, не хватает; отчасти – из-за чисток, которые Иван регулярно проводил в рядах своих преторианцев; отчасти – потому что после упразднения опричнины в 1572-м было запрещено само её упоминание).
             Недостаток документов, как водится, породил целые тома исследований. Некоторые специалисты трактуют этот период, как решительный шаг Ивана к укреплению самодержавия («Избранную раду» своих советников он действительно разогнал – а часть боярской верхушки репрессировал). Таким образом, опричнина, якобы, стала инструментом подавления «феодальной раздробленности» – и, одновременно, подчинения клира (вспомним судьбу митрополита Филиппа, яркий образ которого донёс до широкой публики Олег Янковский в фильме «Царь». Отдельная тема – фактическое превращение Иваном части своих преторианцев в некий рыцарский орден).

            Что за причины толкнули Грозного на столь радикальные меры?.. Как мы помним, в 1558-м он начал Ливонскую войну… в отечественной историографии её традиционно обходят вниманием – а зря! Иван Васильевич за полтора века до Петра стал «пробивать окно» на Балтику; несколькими годами позже Август Саксонский с тревогой напишет: «Русские быстро заводят флот, набирают отовсюду шкиперов; когда московиты усовершенствуются в морском деле, с ними уже не будет возможности справиться…»
             …Справиться, впрочем, удалось – после нескольких успешных лет (и разгрома Ливонской конфедерации!) продвижение победоносных русских войск остановилось; они начали терпеть одно поражение за другим. Бояре действительно сплошь и рядом перебегали к противнику (чего сто́ит один Курбский!) – причём, многих Иван, до поры, прощал (Бельского – даже дважды!)

              Могло ли у царя лопнуть терпение? Вполне. (Надо заметить, что советники этой Северной войне противились). Неудачи неизбежно толкали Ивана к необходимости некой мобилизации – закрепощению крестьянства, карательному походу на помнящий о былых вольностях Новгород… да и свою «гвардию» он стимулировал, периодически перетряхивая её ряды. (Именно потому Грозному симпатизировал тов. Сталин, забанивший вторую серию фильма Эйзенштейна, и выпустивший специальное постановление ЦК, в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников»).
             …Вопреки такому, вполне логичному объяснению, в историографии закрепилось мнение, что царь попросту рехнулся от подозрительности – а заодно дал волю своим садистским наклонностям. Скажем прямо – у Грозного имелись веские основания не доверять боярскому окружению: во-первых, незадолго до событий у него умерла любимая жена Анастасия, почти наверняка отравленная. Во-вторых – насколько можно судить, заговоры и покушения действительно были (хотя что-то могло и «померещиться») – причём, нити тянулись на Запад, в ту же Литву…

             (Тут, конечно, часть аудитории попытается поднять нас на смех – действительно, как в здравом уме можно подумать, что Запад способен на злые умыслы?.. Вот от Грозного можно было ждать чего угодно – в конце концов, он истреблял свой народ! Изощрённые пытки и бессудные казни полусумасшедшего русского царя – тема, смакуемая многими, от современника, автора известных «Записок о Московии», Герберштейна – до российских кинематографистов наших дней. Спорить тут бесполезно – с одной стороны, сложно перенестись на четыре с половиной столетия назад и влезть в шкуру средневекового человека; с другой – аргументы, вроде: «во всём мире свирепствовали ещё похлеще, и с куда большим количеством жертв», почему-то не работают… Известно, что в поминальных синодиках царя перечисляются четыре с половиной тысячи убиенных – но историографы уверенно заверяют: «На самом деле, жертв было в десятки раз больше»! Откуда сведения? Ну, оттуда…)

            PS: Разумеется, самый сильный аргумент обличителей опричнины – её бесславный конец: в конце концов, проект прикрыл сам царь. Ливонская война была, фактически, проиграна; вдобавок татары в очередной раз спалили Москву… И вообще, правление Грозного завершилось минорно – и продолжилось Смутным временем… Значит ли это, что во всём виноват он сам? Или это было стечение неблагоприятных обстоятельств, которые царь пытался, но не смог преодолеть? Что тут скажешь… например, святому великомученику Николаю II предъявлять претензии насчёт гибели империи, вроде бы, не принято… Впрочем, это – совсем другая история.



О царевиче Алексее
             Согласно источникам, именно 3 февраля 1718 года Пётр Первый лишил своего сына Алексея права наследовать престол – как (необычно многословно!) гласил высочайший манифест: «И хотя он сын наш, за такие свои противные от давных лет против нас, яко отца и государя своего, поступки, особливо ж за cиe на весь свет приключенное нам бесчестие чрез побег свой и клеветы, на нас рассеянные …достоин был лишения живота, однако ж мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания освобождаем, однако ж, в рассуждении его недостоинства и всех вышеписанных и непотребных обхождений, не можем по совести своей его наследником по нас престола российского оставить…»
            …Букв там ещё много – а, вероятно, наиболее важная часть текста звучит так: «…объявляем по нас помянутого престола наследником другого сына нашего Петра, хотя еще и малолетна суща; ибо иного возрастного наследника не имеем…»

            Присутствовавшие присягнули (текст будет немедленно разослан по всем городам и весям); Алексей Петрович поклялся – и отправился в Тайную канцелярию для дачи показаний… они оказались таковы, что буквально через несколько дней начнутся массовые аресты – а спустя полгода несостоявшийся наследник умрёт, не дожив до двадцатидевятилетия… Впрочем – по порядку.
            …Почтеннейшей публике царевич Алексей известен в двух ипостасях: либо он – «поборник косной старины» и орудие враждебных царю-рефораматору сил; либо – невинная жертва, единственная вина которой – желание оставаться в стороне от кипучей деятельности тирана-отца. На самом деле, всё, как водится, перемешалось… Но – по порядку.

            …Царевич родился на второй год брака Петра с Евдокией Лопухиной. (Которая до того звалась Прасковьей – и которой суждено будет стать последней русской царицей). Как утверждают источники, царь искренне радовался – что не помешает ему вскоре предпочесть супруге известную Анну Монс. (Что, вообще-то, объяснимо, принимая во внимание домостроевское воспитание Евдокии – к тому же, муж был на три года младше, и вообще – невесту не выбирал). Ещё через шесть лет, вернувшись из Великого посольства, Пётр спровадит постылую жену в монастырь. («Намёки» были и раньше – но Евдокия неоднократно и решительно отказывалась… как говорят, царь вспылил, и чуть не распорядился строптивицу казнить – однако был отговорен Лефортом).

             Что же Алексей?.. Детство царевич проходило вдали от отца – то с бабушкой, то при тётке; его учителей характеризуют довольно пренебрежительно – но известно, что мальчик освоил, как минимум, французский с немецким и латынь – да и вообще много читал. …А вот к делам государственным рвения не проявлял – хотя Пётр брал его в Архангельск, потом – на победоносную осаду Нарвы; наконец – в 1708-м назначил наблюдать за приготовлением Москвы к обороне от Карла. (Увы, времени на отпрыска у вечно занятого монарха не хватало (да и упущено оно уже было!), а царевич позже признается: «Не токмо …воинския и прочия от отца моего дела, но и самая особа зело мне омерзла…»

              …При этом, Алексей боялся папашу до дрожи! (Как мы помним, тот и впрямь был склонен к вспышкам неконтролируемого гнева – вдобавок, между ними стояла Евдокия (ставшая инокиней Еленой)! Сына тянуло к матери – отец запрещал; отношения ухудшались). Тем не менее, в 1709-м Пётр отправляет сына учиться в Дрезден – и устраивает его брак с Шарлоттой Вольфенбюттельской, сестрой будущей императрицы Австрии. Как говорят, Алексей будет жаловаться на жену: «…сердитует и не хочет со мною говорить» – но, тем не менее, у них родятся дочь и сын (наш будущий император Пётр II) – а сразу после вторых родов принцесса умрёт…


              …Царевич возвращается в Россию – но тут выясняется, что его статус изменился; у Петра появился сын от Екатерины! Алексей пытается угодить отцу, безуспешно пытаясь выполнять какие-то его поручения – но начинает всерьёз опасаться за свою судьбу. Напряжение нарастает… если раньше Пётр гневно писал ему: «…или отмени свой нрав и нелицемерно удостой себя наследником, или будь монах», то теперь его слова звучат действительно угрожающе: «…тебя наследства лишу, и не мни себе… что я сие только в острастку пишу: воистину… исполню, ибо за моё Отечество и людей живота своего не жалел и не жалею, то како могу тебя, непотребного, пожалеть?»
             …Между тем, практически отставленный царевич сходится с крепостной своего бывшего наставника Ефросиньей (ей предстоит сыграть в его судьбе роковую роль) – и опальным адмиралтейцем Кикиным (его по делу Алексея колесуют). Принято считать, что именно этот самый Кикин подговорил царевича бежать к своему свояку, императору Священной Римской империи… Пётр вызвал сына, находясь в Копенгагене… Алексей воспользовался предлогом – и рванул в другую сторону. (Любопытно, что денег на дорогу ему, без тени сомнения, выдал Меншиков).

              …Невзирая на гневные требования Петра, Карл VI выдать царевича отказался – в конечном счёте, Алексей окажется в Неаполе; дипломат (и будущий начальник Тайной канцелярии) Пётр Толстой посулит ему царское прощение – и блудный сын, на свою голову, решится вернуться…
             PS: …Впрочем, после событий, с которых мы начали, ему, как будто, действительно ничто не угрожало! (В отличие от множества оговорённых царевичем людей из собственного круга общения!) Однако, тут прибывает Ефросинья… как будто, на последнем сроке беременности (впрочем, об этом – как и о судьбе ребёнка, ничего доподлинно неизвестно). Неясно из каких соображений, но на допросах она начинает говорить убийственные для царевича вещи – и смерти отца он желал, и письма в Россию слал, готовя мятеж, и австрийского императора подбивал напасть… (Историографы сомневаются в правдивости этих показаний – зато утверждают, что Алексей призывал на помощь шведов – и те согласились! Вот только он уехал, не дождавшись ответа… Пётр, впрочем, об этом так и не узнал).

               PPS: Уже и так разгневанный внезапно открывшимися масштабами недовольства «в верхах», царь возобновляет следствие. После пыток (что не вполне доказано) Алексея Петровича приговорили к смерти за измену – однако, до казни дело не дойдёт… царевич скончается в Петропавловской крепости – при обилии версий, как именно это произошло, неясно. Неясна и судьба Ефросиньи – однако не подлежит сомнению, что её полностью оправдали; сохранился и указ: «Девке Офросинье на приданое выдать своего государева жалованья в приказ три тысячи рублёв из взятых денег блаженные памяти царевича Алексея Петровича». Сумма совершенно фантастическая… существует также мнение, что Офросинья с самого начала была приставлена к царевичу Меншиковым – она же помогла Толстому уговорить царевича вернуться… Впрочем, это – совсем другая история.



Если у вас есть жж, не забудьте добавить журнал в друзья.

Tags: день в истории, календарь, календарь праздников, календарь событий, народный календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments